СОВЕТСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ


Размер: 45,7kB, 450x405x100dpi

        11 марта состоялись переговоры между членом Политбюро ЦК КПСС, первым заместителем Председателя Совета Министров СССР, министром иностранных дел СССР А.А. Громыко и министром внешних сношений Франции Р. Дюма, прибывшим в СССР с визитом по приглашению Советского правительства.
        От имени французского правительства Р. Дюма выразил глубокие соболезнования в связи с кончиной К.У. Черненко.
        А.А. Громыко поблагодарил за выраженное сочувствие.
        Были обсуждены в принципиальном плане перспективы дальнейшего развития отношений между СССР и Францией, причем с обеих сторон было подтверждено стремление расширять сотрудничество в различных областях, опираясь на положительные итоги переговоров на высшем уровне в Москве в июне прошлого года.
        Обе стороны исходят из того, что осью советско-французского политического диалога являются проблемы мира и безопасности в Европе и за ее пределами. На укрепление мира, устранение угрозы ядерной катастрофы, подчеркнул А.А. Громыко, должны быть направлены усилия всех государств и народов.
        Отметив особую опасность планов США распространить гонку вооружений на космос, А.А. Громыко изложил подход Советскою Союза к открывающимся 12 марта в Женеве советско-американским переговорам по вопросам ядерных и космических вооружений. Он выделил мысль о том, что эти вопросы должны рассматриваться и решаться во взаимосвязи между собой. СССР не ищет для себя односторонних преимуществ, стремится к прекращению, а не продолжению гонки вооружений, действительному сокращению накопленных запасов ядерного оружия, вплоть до его полной ликвидации. Советская делегация в Женеве будет действовать именно в этом конструктивном ключе. Того же мы вправе ждать и от США.
        Р. Дюма приветствовал начало переговоров между СССР и США и выразил надежду, что на них удастся выработать такие решения, которые предотвратят гонку вооружений в космосе, приведут к сокращению ядерных вооружений. Он также высказался за равновесие сил на возможно более низком уровне.
        При обмене мнениями по вопросам конференции в Стокгольме с советской стороны была отмечена необходимость нахождения таких решений, которые разумно сочетали бы политические меры укрепления европейской безопасности с такими мерами в военной области, которые вели бы к росту взаимного доверия. За нахождение договоренностей в Стокгольме высказалась в общем плане и французская сторона.
        С обеих сторон было отмечено большое значение, которое придают СССР и Франция празднованию 40-й годовщины Победы над гитлеровским фашизмом, в борьбе против которого народы двух стран действовали рука об руку. Эта годовщина, указал А.А. Громыко, призывает к умножению усилий по укреплению европейского мира на базе неукоснительного уважения всеми государствами территориально-политических реальностей, сложившихся в итоге второй мировой войны и послевоенного развития.
        Стороны высказались за ликвидацию очага напряженности на Ближнем Востоке. А.А. Громыко подчеркнул, что путь к справедливому и всеобъемлющему ближневосточному урегулированию лежит не через сепаратные сделки, которые уже доказали в прошлом свою несостоятельность, а через созыв международной конференции с участием всех заинтересованных сторон. Обмен мнениями подтвердил близость позиций СССР и Франции по некоторым аспектам ближневосточного урегулирования.
        С обеих сторон была выражена серьезная озабоченность опасной обстановкой, складывающейся в Центральной Америке. Советский Союз и Франции - за поиск мирных путей решения проблем, возникших в данном регионе, против вмешательства извне во внутренние дела Никарагуа. С советской стороны была дана принципиальная оценка действиям США, прибегающих к откровенным угрозам, грубому нажиму. Таким действиям должен быть положен конец. Каждый народ имеет право самостоятельно определять свою судьбу, общественное устройство своей страны.
        Стороны высказались за продолжение практики политических контактов и консультаций, между СССР и Францией на различных уровнях.

* * *

        А.А. Громыко устроил завтрак в честь Р. Дюма, на котором состоялся обмен речами.


        Речь А.А. ГРОМЫКО
        Принимая в Москве министра внешних сношений Франции, мы приветствуем представителя страны, с которой Советский Союз связывают традиционные добрые отношения. Крупным событием стали переговоры в Москве на самом высоком уровне летом прошлого года. Они вновь показали, что при наличии встречных усилий можно не только сохранять достигнутый уровень сотрудничества, но и повышать его там, где это отвечает интересам обеих сторон.
        На протяжении последних полутора-двух десятилетий советско-французский политический диалог отличался нацеленностью на содействие решению важных международных проблем.
        Мы сторонники того, чтобы так было и дальше.
        В настоящий момент нет более насущной задачи для всего человечества, чем остановить продолжающееся скольжение к краю ядерной бездны. Угроза эта - отнюдь не преувеличенная. И народы это остро чувствуют. Наука честно об этом предостерегает людей.
        Разделяя эти чувства, советские люди считают, что осознание в полной мере нависающих над миром опасностей никак не должно застилать взгляда в более просветленное будущее. Возможность справиться с угрозой войны есть. Долг всех ответственных государственных деятелей, политических партий, общественных сил - сделать все возможное, чтобы надежды народов на мирное будущее стали реальностью. В этом - источник энергии, направленной не на военное соперничество, а на исключение навсегда войны из жизни людей, на сокращение и уничтожение вооружений, в первую очередь ядерных.
        Чем реально Советский Союз и Франция могут содействовать решению такой исторической, задачи? Вот тот вопрос, который возникает и сегодня.
        Примеры недавнего прошлого говорят о том, что наши обе страны немало могут сделать для этого либо совместно, либо каждая со своей стороны. Ведь прошлое дает хорошие примеры на этот счет. Я имею в виду вклад, внесенный сотрудничеством наших двух стран, принадлежащих к различным союзам и общественным системам, в налаживание политики разрядки, в успех совещания в Хельсинки. С учетом веса, который имеют в международных делах как СССР, так и Франция, присущего их отношениям политического реализма, их общие усилия для оздоровления политического климата, перелома к лучшему хода международных дел могли бы дать хороший результат и в будущем.
        Ваш приезд в Москву совпал с началом новых советско-американских переговоров в Женеве по ядерным и космическим вооружениям. Подчеркну в этой связи, что мы - за самые радикальные сокращения ядерных вооружений - как стратегических, так и средней дальности, за то, чтобы в конечном итоге ликвидировать ядерное оружие полностью и повсюду. Но для того чтобы остановить гонку вооружений на Земле, ей необходимо перекрыть дорогу в космос. Иначе арсеналы ядерного оружия будут расти.
        Звездное небо, которое с давних времен влекло к себе человеческие взоры и мечты, раньше таило в себе разве что опасность падения метеоритов. С недавних пор в Вашингтоне стали вынашивать планы ведения войны землянами против землян через космос. И если при нынешних системах вооружений еще может оставаться какое-то время взвесить ситуацию, не допустить непоправимого, то война, названная любителями броских фраз из милитаристского лексикона, "звездной", могла бы вспыхнуть буквально со скоростью света. Каждый может представить себе, что это означало бы.
        У Советского Союза и Франции накоплен известный опыт сотрудничества в мирном освоении космического пространства. Советские и французский космонавты из одного иллюминатора смотрели на Землю. Мы хорошо представляем себе, какие огромные возможности заложены в мирном использовании космоса, как важно держать его свободным от оружия, обратили внимание на заявление Президента Ф. Миттерана об опасности милитаризации космоса. Наши сегодняшние переговоры подтвердили, что в позициях СССР и Франции по этой проблеме немало схожего. Хотелось бы надеяться, что это сходство сохранится, а по возможности - и будет расширено.
        Советское руководство заявляло неоднократно и совершенно ясно: мы готовы к конструктивным и взаимоприемлемым договоренностям по всему комплексу космических и ядерных вооружений. Дело за готовностью другой стороны к честным решениям, к отказу от повторения попыток добиваться односторонние преимуществ. Успел переговоров отвечал бы интересам всех народов, в том числе и советского, и американского, и, конечно, французского. Франция, как ядерная держава, могла бы внести собственный вклад в усилия по нахождению таких позитивных решений, которые отвечали бы задаче поддержания ракетно-ядерного равновесия на возможно более низком уровне.
        В нынешней осложнившейся международной обстановке Советскому Союзу и Франции особенно близки заботы об укреплении безопасности в Европе,. обеспечении условий мирного сотрудничества между европейскими странами независимо от их социального строя.
        В годы второй мировой войны наши народы сплотились в боевой антигитлеровской коалиции. Французские летчики воевали против нашего общего врага в небе Советского Союза, советские патриоты сражались против него и на французской земле за свободу Франции. Всего этого не вычеркнешь из памяти, из истории. Предстоящее празднование 40-летия Победы во второй мировой войне призвало вновь привлечь внимание всех народов и правительств к необходимости бережно относиться к территориальным и политическим реальностям послевоенного устройства в Европе, не давать их расшатывать кому бы то ни было.
        При сегодняшнем соотношении сил в Европе и мире любые планы реванша заведомо обречены на крах. Поскольку же настроения реваншистского толка проявляются все более шумливо по соседству с вашей страной, то, по нашему убеждению, было бы непростительной ошибкой недооценивать их потенциальной опасности. Вот почему мы призываем удвоить бдительность в этом отношении, твердо стоять на позиции нерушимости границ государства, как они сложились в результате и после второй мировой войны.
        Укреплению доверия и безопасности в Европе должна служить конференция в Стокгольме. К сожалению, дела на ней пока топчутся на месте. Слов нет, проблемы обсуждаются сложные, как говорят, чувствительные для всех государств-участников. Но и здесь, на наш взгляд, можно достичь успеха, если не забывать, что только доверие к политике рождает доверие и в военной области. Проявляя необходимую волю, Советский Союз и Франция могли бы способствовать выработке крупных политических мер, имея в виду прежде всего вдохнуть новую жизнь в обязательство о неприменении военной силы. Как известно, Советский Союз готов и к тому, чтобы разработать и принять практические меры в области собственно военной разрядки, которые базировались бы на хельсинкском Заключительном акте и шли бы в его русле. Так что и на конференции в Стокгольме есть поле для более плодотворного сотрудничества между СССР и Францией.
        И у нас, и, как мы понимаем, у французов не могут не вызывать серьезного беспокойства очаги конфликтов на планете. Одним из наиболее опасных по-прежнему остается Ближний Восток. СССР последовательно выступает за то, чтобы вести поиски путей установления мира в этом районе не посредством сепаратных антиарабских сделок, а в рамках международной конференции с участием всех заинтересованных сторон. Для того чтобы Ближний Восток обрел, наконец, мир прочный и справедливый, необходимо, чтобы эта идея нашла свое практическое воплощение, и чем скорее, тем лучше.
        Все более тревожная обстановка создается в Центральной Америке. Усиливаются открытые угрозы в адрес Никарагуа, Кубы. Осужденная ООН политика государственного терроризма не может иметь никаких оправданий. От всех, кому дороги интересы мира, требуются решительные усилия по противодействию такой политике, по ликвидации напряженности в этом районе. Каждый народ должен получить не декларированную, а реальную возможность быть хозяином в своем доме.
        Недавно в связи с 60-летием установления дипломатических отношений между СССР и Францией был подведен в целом внушительный итог развитию связей между нашими странами. Это не означает, что в наших отношениях нет, как говорится, узких мест, своих трудностей. Но при соответствующей воле с обеих сторон, как это доказывает длительный исторический опыт, они вполне преодолимы. Это понятно, относится и к торгово-экономическим делам.
        Напомню мысль, высказанную К.У. Черненко: "Мы за бережное отношение к накопленному десятилетиями капиталу в наших взаимоотношениях, за то, чтобы обоюдными усилиями его умножать и пресекать попытки сеять вражду и недоверие между французами и советскими людьми".
        Наши с вами переговоры в Москве имеют цель содействовать дальнейшему развитию советско-французских отношений и сближению позиций наших двух стран по ключевым международным проблемам. Выражаю надежду, что в результате совместной работы нам удастся продвинуться вперед.


        Речь Р. ДЮМА
        Сама история подтверждает важнейшее значение отношений между СССР и Францией. Об этом неоднократно говорил Президент Французской Республики и, в частности, здесь в Москве. В своей речи 21 июня 1984 г. он сказал: "Я обращаюсь сегодня к вам от имени Франции. И прежде всего я хотел бы сказать о той дружбе, которая связывает наши народы. Редки были моменты в ходе истории, когда мы сталкивались друг с другом, и, даже когда это случалось, естественное развитие событий позволяло сразу прекратить эти столкновения, а затем - объединиться вплоть до братства по оружию".
        Мы весьма заинтересованы в поддержании диалога между Францией и Советским Союзом. Он никогда не прерывался, даже в сложные моменты, которые порой переживали наши, отношения. Франция выступает за продолжение и укрепление того диалога в духе сотрудничества и откровенности, который ему всегда был свойственен. Таков смысл моего приезда в вашу страну, идущего в русле визита в Советский Союз Президента Французской Республики. Особое значение, продолжал министр, французское правительство придает проблеме разоружения. Хорошо известны условия, при которых Франция была бы готова присоединиться к переговорам во ядерным вооружениям. Об этом говорил в Москве Президент Французской Республики. С другой стороны, Франция отвергла бы любые попытки ущемить ее независимость. Что касается космического пространства, то в интересах всех, чтобы его использование осталось мирным, аналогично тому, как сотрудничество между нашими странами представляет прекрасный пример мирного использования космического пространства. Пока не поздно, требуется не допустить превращения космоса в новое поле соперничества в гонке вооружений.
        Именно на это ориентированы предложения, выдвинутые нами в меморандуме в июне 1984г., предложения, которые, как нам кажется, являются реалистичными и не противоречат интересам соответствующих держав.
        Завтра СССР и США начинают двусторонние переговоры по ядерным и космическим вооружениям. Это хорошо. Мы выражаем пожелание, чтобы несмотря на неизбежные и уже проявляющиеся трудности, эти переговоры быстро продвигались вперед и завершились успехом.
        Однако сохранение мира не может быть результатом действий лишь двух государств, какими бы могущественными они ни были. Все международное сообщество заинтересовано в мире, и оно также должно сыграть свою роль. Франция придает не меньшее значение и другим аспектам контроля над вооружениями, которые не рассматриваются на советско-американских переговорах и которые в настоящее время обсуждаются в рамках многосторонних форумов, будь то конференция в Стокгольме или переговоры по вопросам химического оружия в Женеве.
        Касаясь проблем европейского континента, министр подчеркнул, что Франция, как и Советский Союз, остается приверженной цели, намеченной почти 10 лет тому назад при подписании Заключительного акта в Хельсинки, который положил начало процессу безопасности и сотрудничества между всеми государствами нашего континента.
        Р. Дюма высказался за то, чтобы отношения между Францией и СССР развивались и далее на прочной, сбалансированной основе. Он отметил необходимость принятия энергичных мер для обеспечения их взаимовыгодного характера. Министр высказался за то, чтобы французские фирмы и впредь участвовали в осуществления крупных промышленных проектов в Советском Союзе. Он заявил, что связи в области культуры могут быть еще более широкими, чем сейчас. Рост обменов духовными ценностями соответствовал бы традиции взаимного обогащения наших двух культур, начало которого восходит к эпохе просвещения.
        Именно в ту эпоху родилась дружба между нашими народами, которая впоследствии стала традиционной. Я не могу сейчас, в начале 1985г., не вспомнить о совместной борьбе за освобождение Европы и За Победу над фашизмом 40 лет тому назад. Выступая в Волгограде 23 нюня 1984 года, Президент Французской Республики отдал дань памяти советским солдатам, геройски погибшим, как гибли к французские солдаты, во имя Великой Победы. "Нас связывает память об этих героических событиях, - заявил он тогда, -признательность павшим". Ужасная война, которая опустошила Европу в 1939-1945 годах, должна стать для нас уроком мудрости. Размышление над прошлым, повторения которого нельзя допустить, побуждает нас отмечать эту годовщину, устремляя свой взгляд в мирное будущее, в будущее примирения и дружбы между всеми народами Европы.
        Р. Дюма выразил надежду, что нынешнее советско-французские переговоры внесут свой вклад в восстановление более конструктивных отношений между Востоком и Западом, в дело укрепления стабильности во всем мире.
        На завтраке были заместитель Председателя Совета Министров СССР Г.И. Марчук, заведующий отделом ЦК КПСС С.В. Червоненко, министры СССР, другие официальные лица, а также лица, сопровождающие Р. Дюма.
        Во второй половине дня переговоры были продолжены.

* * *

        В этот же день гость возложил венок к могиле Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Венок был возложен также к мемориальной доске авиационного полка "Нормандия-Неман".
        (ТАСС).


        Когда расстояние не помеха
        П. ГОЛУБ, соб корр. "Известий". ЛИССАБОН.
        МЭР КОИМБРЫ был, как всегда, очень занят, но сумел "выкроить" время для нашей беседы. Человек энергичный и решительный, Фернанду Мендеш Силва с энтузиазмом рассказывает о своем городе и особенно охотно - о планах и перспективах на будущее.
        Наверное, именно мыслями о будущем и была продиктована идея, с которой примерно год назад выступил Ф. Мендеш Силва. Он предложил породнить Коимбру с одним из советских городов. "Известия" тогда уже сообщали об этой интересной инициативе мэра. И вот недавно в городском муниципалитете было подписано соглашение о дружбе и сотрудничестве между Коимброй и советским городом Ярославлем.
        Коимбра - один из старейших португальских городов. Ученые даже затрудняются определить дату его образования. Известно, что здесь было древнее поселение еще задолго до нашествия вестготов на Иберийский полуостров. Сегодня Коим-бра - это город университета. Здесь живет преимущественно молодежь, и если судить по возрасту ее жителей, то Коимбра, пожалуй, - один из самых молодых городов Португалии.
        - Конечно, Коимбра по своим размерам не может идти ни в какое сравнение с крупными европейскими столицами, - говорит Ф. Мендеш Силва. - Но ведь значение города определяется не количеством жителей. Главный эталон, по-моему, - это ответственность горожан и муниципальных властей за будущее, их забота не только о своем благополучии, но и о процветании всей нашей планеты. И не только правительства, но и муниципалитеты могут внести большой вклад в дело развития международного сотрудничества. Я очень рад, что исполком Ярославского городского Совета народных депутатов так быстро откликнулся на наше предложение. Это, по-моему, свидетельствует о правильности предпринятого нами шага, а также о том, что в вашей стране люди также думают о будущем, хотят сотрудничать с другими народами, способствовать развитию межгосударственных отношений, улучшению международного климата.
        У мэра Коимбры большие планы. Он говорит о возможностях обмена спортивными группами и художественными коллективами, об организации в перспективе совместных встреч, семинаров и других мероприятий с участием жителей двух городов. Благодаря двусторонним соглашениям, отмечает Ф. Мендеш Силва; мы можем наладить регулярный обмен информацией друг о друге, будем посылать выставки, делегации. У нас впереди большая работа...
        Чтобы узнать о том, какие конкретные результаты уже приносит породнение советских и португальских городов, мы поехали в Сантарен. В 1981 году он стал первым португальским городом, подписавшим соглашение о сотрудничестве с советским городом Тирасполем.
        Сантарен - окружной центр сельскохозяйственной провинции Рибатежу, расположенной в самом центре Португалии. Это красивый город с более чем восьмивековой историей. .Здесь живут 30 тысяч человек. Сантаренцев отличают какая-то особая открытость, доброжелательность и гостеприимство.
        Ладислау Телеш Боташ, председатель муниципальной палаты, мэр Сантарена, рассказывает:
        - За несколько лет, прошедших после породнения наших городов, мы очень много узнали о вашей стране, о достижениях советского народа. К нам приезжали делегации, группы художественной самодеятельности и музыкальные ансамбли, в свою очередь мы постарались использовать действующее соглашение, чтобы познакомить друзей-тираспольчан с нашими достижениями и традициями. Думаю, что пользу из наших контактов мы извлекли большую. Такое сотрудничество - это наш посильный и конкретный вклад в дело укрепления взаимопонимания и добрых отношений между народами.
        Пример двух португальских городов, познавших на собственном опыте огромную пользу двусторонних связей с советскими побратимами, привлекает внимание других муниципалитетов Португалии. Сегодня уже ставится вопрос, о породнении португальского города Алмада и советского города Новороссийска. На очереди - новые шаги по пути укрепления сотрудничества и доверия между нашими городами и народами. И несомненно, что начавшееся в последние годы движение породнения советских и португальских городов играет далеко не последнюю роль в развитии отношений между двумя государствами. У этого движения большие перспективы, потому что оно отвечает интересам обоих народов, служит их сближению, способствует упрочению взаимопонимания и мира на планете.


        Конференции в Бандунге - 30 лет
        Л. ПАВЛОВ.
        КАИР. (Соб. корр. "Известий"). Состоявшаяся 30 лет назад в индонезийском городе Бандунге конференция представителей 29 государств Азии и Африки явилась "коллективным голосом" независимых стран этих континентов в поддержку принципов мирного сосуществования, за разоружение, за мир во всем мире, против империализма, колониализма, неоколониализма и апартеида. Об этом говорится в заявлении постоянного секретариата Организации солидарности народов Азии и Африки (ОСНАА) по случаю 30-й годовщины Бандунгской конференции.
        Из Бандунга мир услышал голос независимых государств Азии и Африки, голос, который на протяжении многих веков подавлялся колониальным господством. Организация солидарности народов Азии в Африки, рожденная Бандунгом, со дня своего основания придерживалась принципов, разработанных на этой конференции. Она, всегда видела свою задачу в том, чтобы оказать развивающимся странам посильную помощь в достижении ими независимости и суверенитета, в борьбе против колониализма и неоколониализма во всех его проявлениях.


        УКРЕПЛЕНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА
        ХАНОЙ, 11 марта. (ТАСС). Вьетнам и Австралия выражают удовлетворение развитием дружественных двусторонних отношений, подчеркивается в распространенном здесь сообщении по итогам официального визита в СРВ министра иностранных дел Австралии Уильяма Хэйдена и его переговоров с министром иностранных дел СРВ Нгуен Ко Тхатем.
        Стороны обсудили вопросы дальнейшего укрепления экономического, торгового, научно-технического и культурного сотрудничества между двумя странами, отмечается в сообщении.
        Австралийская сторона выразила стремление продолжать ежегодные двусторонние консультации в целях развития вьетнамо-австралийских отношений и укрепления взаимопонимания.


Так случилось, что в ряде зарубежных стран одновременно произошли события, связанные с только что прошедшими или предстоящими выборами, которые дают представле-ние о некотором изменении расстановки политических сил. Мы предлагаем читателям подборку сообщений об этих событиях.


Греция: ОТСТАВКА
ПРЕЗИДЕНТА Г. КАРАМАНЛИСА

        Г. ШАХУНЯН.
        АФИНЫ. (Соб. корр. "Известий"). Центральный комитет правящей партии Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК) решил не поддерживать на предстоящих президентских выборах, назначенных на 15 марта, кандидатуру нынешнего президента К. Караманлиса.
        Центральный комитет и парламентская группа ПАСОК единодушно высказались в пользу предложения лидера ПАСОК и премьер-министра страны Андреаса Папандреу выдвинуть в качестве кандидата на пост главы государства члена верховного суда Христоса Сардзетакиса. На заседании ЦК и парламентской группы ПАСОК, кроме того, было одобрено предложение о внесении в парламент на обсуждение поправок к конституции страны, которые, как отмечается в заявлении для печати, предусматривают значительное ограничение президентской власти и ведут к усилению роли парламента в деле демократизации политической жизни страны. В этих условиях ПАСОК полагает неудобным поддерживать К. Караманлиса, который был одним из основных авторов конституции.
        Решение, принятое правительством греческих социалистов, встретило поддержку в широких демократических кругах Греции. В заявлении Политбюро ЦК Коммунистической партии Греции отмечается, что отказ ПАСОК поддержать кандидатуру К. Караманлиса, а также решение пересмотреть конституцию страны является "позитивным ответом на демократические чувства народа".
        Вслед за решением ПАСОК К. Караманлис заявил об отказе баллотироваться на предстоящих президентских выборах и за два месяца до окончания срока его пребывания на посту главы государства подал в отставку. В соответствии с конституцией обязанности президента временно возложены на председателя парламента Иоанинса Алевраса.


ФРГ: СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ
ПРОДВИГАЮТСЯ ВПЕРЕД

        Е. КОРОЛЕВ.
        В Сааре - в земельный парламент и в Гессен - в органы местного управления.
        В Сааре выборы ознаменовались убедительной победой СДПГ во главе с видным деятелем западногерманской социал-демократии Оскаром Лафонтеном: эта партия получила абсолютное большинство мандатов в ландтаг, что дает Лафонтену право сформировать правительство большинства.
        По итогам выборов в Сааре СДПГ получила 49,2 процента голосов, что на 3,8 процента больше, чем на выборах 1980 года. За ХДС голосовало 37,3 процента (минус 6,7 процента). Улучшила свои позиции СвДП, получившая 10 процентов голосов избирателей. Остальные партии не смогли преодолеть пятипроцентного барьера и не прошли в ландтаг.
        По итогам выборов в органы местного управления в Гессене ХДС также понес большие потери, а СДПГ получила значительный прирост голосов по сравнению с предыдущими выборами.


Франция: КАНТОНАЛЬНЫЕ
ВЫБОРЫ. ТУР ПЕРВЫЙ

        Ю. КОВАЛЕНКО.
        Они проходят в небольших избирательных округах - кантонах; на них выбираются генеральные советники, в местные органы власти - генеральные советы департаментов. Состав генеральных советов обновляется наполовину каждые три года.
        В первом туре от голосования воздержалось примерно 33 процента избирателей. Согласно предварительным данным, кандидаты коммунистической партии получили 12,6 процента голосов (11,2 процента на выборах в Европейский парламент летом прошлого года), социалистической партии (вместе с левыми радикалами) - 24,6 процента (20,7 процента - на выборах в Европарламент).
        Выставившие единого кандидата в более чем 1.200 кантонах две ведущие оппозиционные правые партии - Объединение в поддержку республики (ОПР) и Союз за французскую демократию (СФД) собрали 34,5 процента голосов (43 процента на выборах в Европарламент), различные правые партии - 14,5 процента голосов. Ультраправая партия профашистского толка "национальный фронт", впервые выставившая кандидатов на кантональных выборах, получила 8,7 процента голосов (10,9 процента - на евровыборах).
        Комментируя итоги первого тура, обозреватели отмечают: хотя все правые партии вместе с ультра собрали большинство голосов, число голосов, поданных за ведущие оппозиционные партии - ОПР и СФД, значительно сократилось по сравнению с выборами в Европейский парламент.
        В заявлении Политбюро Французской коммунистической партии по итогам первого тура голосования отмечается, что избиратели, отдавшие голоса кандидатам коммунистов, осудили нынешнюю политику правительства и выразили свое недовольство тем, что оно не выполнило взятые на себя обязательства.
        По итогам первого тура победители определились лишь в части кантонов. При существующей во Франции мажоритарной системе выборов для победы в первом туре необходимо получить более 50 процентов голосов. Для победы во втором туре достаточно получить относительное большинство.
        Второй тур - 17 марта.


        По решению ООН
        В. КУЗНЕЦОВ.
        ЖЕНЕВА. (Соб. корр. "Известий"). Во Дворце наций начала работу конференция по вопросу чрезвычайного положения в Африке. В ее работе участвуют генеральный секретарь ООН X. Перес де Куэльяр, представители специализированных учреждений ООН, делегации более 30 стран, в том числе из Советского Союза, Украинской и Белорусской ССР.
        Участники конференции обсудят гуманитарные и другие аспекты ситуации, складывающейся на африканском континенте в результате многолетней засухи и угрозы голода. Секретариат ООН представил конференции доклад, в котором подчеркивается, что в настоящее время тяжелое положение сложилось в 20 африканских странах.
        В то же время в кулуарах конференции обращают внимание, что в результате экономической политики Запада и транснациональных корпораций развивающиеся страны обладают весьма ограниченными финансовыми средствами и возможностями для решения сложных проблем развития, борьбы с голодом, нищетой и болезнями. По данным ООН, только за 1981-1983 годы доходы стран третьего мира от экспорта сократились на 150 миллиардов долларов, цены на сырьевые товары развивающихся стран только в прошлом году снизились на 18 процентов, в то время как стоимость импорта промышленных товаров Запада постоянно растет. Еще десять лет назад для покупки одного трактора развивающаяся страна должна была продать 11 тонн сахара, в настоящее время для этого требуются 154 тонны.
        Постоянное ограбление третьего мира, огромная финансовая задолженность поставили многие африканские страны на грань национальной катастрофы, привели к возникновению чрезвычайной обстановки в этом районе мира.

В номере
Все Известия
Главная страница

Главлит: Б 00354         
Выпускающий редактор: S.N.Morozoff 
Полоса подготовлена:  S.N.Morozoff