Размер: 86,3kB, 450x1360x100dpi


        ЗАКРЫЛАСЬ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ КОМСОМОЛА
        Вчера закончила работу V московская областная конференция комсомола. На утреннем заседании конференции с большой речью о задачах комсомола, воспитании молодежи, непримиримой борьбе с врагами народа выступил тепло встреченный делегатами секретарь Московского областного и городского комитетов ВКП(б) т. Н. С. Хрущев.
        Конференция приняла резолюцию по счетному докладу московского комитета комсомола.


        АВАРИЯ ГРЕЧЕСКОГО ПАРОХОДА
        ЛЕНИНГРАД. 14 октября. (ТАСС). По сведениям, полученным в управлении Эпрона, 13 октября, в три часа дня, греческий пароход "Игорь" сел на мель вблизи Одессы. Он. имеет на борту 4.500 тонн зерна. Пароход сидит всем корпусом в грунте на один метр.
        Одесский спасательный отряд Эпрона вышел на судне "Алтай" к месту аварии. 14 октября "Алтай" подошел к борту греческого парохода. Эпроновцы приступили к обследованию его положения.


        У ГРОБА ВАЙАН-КУТЮРЬЕ
        ЖАК САДУЛЬ.
        ПАРИЖ, 14 октября. (От соб. корр. "Известий" по телеграфу). Похороны Вайян-Кутюръе состоятся 16 октября. Перед гробом покойного беспрестанно дефилируют огромные массы народа. Среди лиц, принесших последний привет Вайян-Кутюрье, находились вчера председатель совета министров Шотан, председатель палаты депутатов Эррио, министр иностранных дел Дельбос, министр здравоохранения Рюкар, министр сельского хозяйства Моннэ и др.
        Председатель кортесов (парламента) республиканской Испании Мартинец Баррио прислал следующую телеграмму:
        "Не только во Франции, но и в Испании эта потеря вызывает глубокую скорбь. Смерть Вайян-Кутюрье равносильна проигрышу важного сражения за мир, за правое дело".


        УСПЕХ НАРОДНОГО ФРОНТА ФРАНЦИИ
        ПАРИЖ, 14 октября. (ТАСС). "Эвр" публикует окончательные цифровые данные о распределении голосов между кандидатами отдельных партий в первом туре кантональных выборов. Коммунисты собрали в первом туре 1.090.552 голоса, или 14 процентов всех голосов, поданных в первом туре, социалисты получили 1.657.088 голосов, или 21,32 процента, радикал-социалисты получили 1.608.793 голоса, или 20,7 процента всех голосов. Всего партии народного антифашистского фронта (включая и мелкие группировки) получили в первом туре выборов 59 процентов всех голосов.
        Приведенные цифры свидетельствуют, что народный антифашистский фронт во время первого тура кантональных выборов одержал новую победу над реакционными и фашистскими партиями. Удельный вес голосов, собранных партиями народного антифашистского фронта, повысился также по сравнению с удельным весом голосов, собранных ими в первом туре парламентских выборов 1936 года. В частности, повысился удельный вес голосов, поданных в пользу кандидатов коммунистической партии.


        АБИССИНСКИЙ НАРОД ПРОДОЛЖАЕТ БОРЬБУ
        ВЕНА, 14 октября. (ТАСС). Как сообщает агентство Юнайтед Пресс, между итальянской оккупационной армией в Абиссинии и абиссинскими военными силами возобновились бои. В сообщении говорится, что в боях, происходивших после 15 сентября текущего года, итальянские потери составляют 38 офицеров и 280 солдат. Бои происходят в различных провинциях Абиссинии, но главным образом в провинции Амхаре. Грациани (итальянский наместник в Абиссинии) вынужден был прервать свой отпуск и вернуться в Аддис-Абебу для организации военных операций против абиссинцев.


        ПРИБЫТИЕ КИТАЙСКОЙ ДЕЛЕГАЦИИ В ВАЛЕНСИЮ
        ВАЛЕНСИЯ, 14 октября. (ТАСС). В Валенсию прибыла по приглашению республиканского правительства китайская делегация в составе генерала Ян Ху-чена, двух китайских офицеров, а также восьми китайских студентов, вступающих в ряды китайской армии. Делегация ставит своей целью ознакомление с борьбой испанского народа против фашизма.


        Краткие сообщения
        * В Лондон приехал югославский премьер-министр Стоядинович.
        * Генлейн (руководитель гитлеровцев в Чехословакии) выехал в Англию. Он намерен "информировать" лондонские круги о положении немцев в Чехословакии.
        * Умер генерал Кантакузино, являвшийся одним из руководителей румынской фашистской организации "Железная гвардия".
        * 50 женских организаций Чехословакии направили в Германию протест против смертного приговора 4 антифашистам, в том числе Лизетте Герман, матери 3-летнего ребенка.
        * В Гренфилд (Англия, графство Беккингэм) разбился при посадке военный самолет. Погибли 2 летчика.
        * На станции Россвайн (близ Дрездена в Германии) произошло столкновение пассажирского поезда с маневрирующим составом. Ранены 28 пассажиров, из них некоторые тяжело.


ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ В КИТАЕ
(ПО СООБЩЕНИЯМ КОРРЕСПОНДЕНТОВ ТАСС
ИЗ НАНКИНА, ШАНХАЯ, ТОКИО И ЛОНДОНА)

        На шанхайском фронте
        Ожесточенные бои вокруг Шанхая в вечеру 12 октября сменились затишьем. Северо-западнее Лодяня и к северу от Люхэ японские войска не проявляли никакой активности, повидимому, ожидая прибытия подкреплений. Незначительная активность со стороны японских частей наблюдалась лишь в районе Гуанфу. Потерпев поражение на веньцзаопанском участке фронта, японцы приостановили свое наступление и начали рыть окопы. Таким образом, японское наступление на Дачан с целью отрезать китайские войска, находящиеся в Чапее и Цзяньване, окончилось полной неудачей.
        Утром 13 октября на веньцзаопанском участке некоторую активность проявляла лишь японская артиллерия, обстреливавшая китайские позиции. На участие Бацзецяо частями японской морской пехоты было сделано несколько вылазок. С утра японские самолеты бомбардировали Бацзецяо. Весь остальной район Чапея был также об'ектом непрерывной бомбардировки с воздуха.
        22 самолета сбросили 16 бомб. Разрушено около десятка домов. Убито и ранено 8 человек.
        Угроза высадки десанта в районе Люхэ попрежнему остается реальной, хотя после неудачной попытки 11 октября новых попыток высадить десант не было. По сообщениям китайского штаба, близ побережья в районе Люхэ сейчас находятся 29 японских транспортов и 23 военных корабля.
        Японское военное министерство об'явило, что 11 октября на шанхайском фронте убит командир японского отряда Кано.

        На севере
        В тылу японских войск в Северном Китае действуют партизанские отряды.
        11 октября ночью один из партизанских отрядов атаковал японские войска в районе восточнее Дэчжоу (северная часть провинции Шаньдун). Японцы потеряли 30 человек. Китайским отрядом захвачено 100 винтовок. 12 октября тот же отряд отступил в район южнее реки Чаованхэ и снова нанес серьезный удар японским войскам, когда они пытались перейти реку. В этом бою японцы снова потеряли 60 человек убитыми.
        Агентство Домей Цусин подтверждает, что в Северном Китае действуют китайские партизанские отряды. 11 октября один из отрядов атаковал японо-манчжурские войска в 8 км юго-восточнее Чжаочуаньпу (восточнее Сюаньхуа).
        Тайюаньский корреспондент агентства Сентрал Ньюс сообщает, что японские войска понесли серьезное поражение в провинции Шаньси около Шеньчи и в окрестностях Юаньпина. Китайские газеты сообщают, что генерал Ма Чан-шань организовал в провинции Суйюань ударный отряд, который оперирует около Баотоу (западнее Гуйхуа).
        По сообщению агентства Сентрал Ньюс, китайские войска в боях между Юаньпином и Госянем (северная часть провинции Шаньси) захватили крупные трофеи, в том числе один броневик. Японский отряд, занимавший Юаньпин, оказался под угрозой окружения.
        В секторе Бэйпин-Ханькоуской железной дороги китайскими войсками возВОДЯТСЯ оборонительные сооружения на рубежах Гаои и Шуньдэ.
        В течение последних трех дней японские самолеты бомбардируют различные пункты Бэйпин-Ханькоуской железной дороги.
        Бэйпинский корреспондент агентства Рейтер сообщает, что японский бронепоезд, занявший Юаньши (на Бэйпин-Ханькоуской железной дороге), достиг Гаои в 16 километрах южнее Юаньши. Одновременно японская моторизованная колонна, продвигающаяся по шоссе параллельно железной дороге, достигла Чжаочжоу в 14 километрах восточнее Юаньши.
        12 и 13 октября в районе южнее Чжаочжоу происходили крупные бои. Положение китайских войск на правом фланге - южнее и восточнее Шицзячжуана, по японским утверждениям, крайне тяжелое. Избегая окружения, они отходят на юг.
        13 октября в секторе Тяньцзинь-Пукоуской железной дороги крупные бои происходили севернее Пинюаня (находящегося в 30 километрах южнее Дэчжоу). Китайские войска оказывают упорное сопротивление японским войскам, пользуясь минометами.
        По китайским сведениям, в секторе Тяньцзинь-Пукоуской железной дороги китайские и японские войска попрежнему стоят друг против друга вдоль старого русла реки Хуанхэ. Чтобы приостановить продвижение японских войск, китайские войска разрушили мост через Хуанхэ. Китайская артиллерия не допускает постройки нового моста японскими саперами.
        В газете "Асахи" 12 и 13 октября опубликован новый список 132 убитых и 417 раненых японских офицеров и солдат на разных фронтах в Китае.

        В Токио опасаются экономических санкций
        ТОКИО, 13 октября. (ТАСС). Оправдывая обстрел японскими самолетами английских автомобилей под Шанхаем, японская печать возобновила кампанию против Англии. Прежде всего газеты упрекают Англию в "оказании помощи Китаю доставкой оружия". Большое внимание они уделяют сообщению о том, что один из пяти больших банков Лондона отказался учитывать импортные векселя японского "Иокогама Спеши Банка", и ожидается, что остальные четыре банка в ближайшие дни последуют этому примеру. Подчеркивая, что это может оказаться огромным ударом для японской внешней торговли, газеты указывают, что отказ от учета векселей имеет и большое политической значение, "поскольку напоминает зловещие признаки, имевшие место накануне применения экономических санкций против Италии".
        Параллельно с антианглийской кампанией газеты продолжают кампанию против предстоящей конференции участников пакта 9-ти и против самого пакта.
        Позиции СССР, Англии и остальных членов Лиги наций, а также США японская печать все время противопоставляет "дружескую и сочувственную позицию Германии и Италии". Газеты всячески доказывают, что при помощи Германии и Италии Япония сумеет парализовать возможные в будущем экономические санкции, получая необходимые материалы при посредничестве Германии и Италии. Газеты подчеркивают, что германская помощь не является лишь перспективой будущего, но уже теперь оказывается Японии во все возрастающих размерах, "в полном соответствии с духом японо-германского соглашения".


Размер: 53,8kB, 450x411x100dpi

Китайские бойцы обстреливают из полевого орудия неприятельскую позицию.
Из журнала "Иллюстретед Лондон ньюс".


        ПАМЯТНИК ИЛЬИЧУ В АРХАНГЕЛЬСКЕ
        АРХАНГЕЛЬСК, 14 октября. (По телеф. от соб. корр.). Сегодня в Архангельске состоялась торжественная закладка памятника В.И. Ленину. Открытие памятника состоится в 20-ю годовщину Великой социалистической революции. По проекту на пьедестале из серого гранита будет установлена большая отлитая из бронзы фигура Владимира Ильича высотой в 3 м 20 см.


        ФИЛЬМЫ К ОКТЯБРЮ
        "Колыбельная"
        Московская студия Союзкинохроники закончила работу над новым полнометражным фильмом "Колыбельная" (режиссер - орденоносец Д. Вертов). Это - документальный фильм о счастливой советской женщине.
        Мать, убаюкивая свою девочку, поет ей песню:

Размер: 29,4kB, 219x450x100dpi

        Спи, моя крошка,
        Спи, моя дочь.
        Мы победили и холод, и ночь.
        Враг не отнимет радость твою.
        Баюшки, бай! Баю-баю!
        Есть человек за стенами Кремля,
        Знает и любит его вся земля.
        Радость и счастье твое - от него.
        Сталин - великое имя его!

        Слова песни написаны поэтом-орденоносцем Лебедевым-Кумачем. Композиторам братьям Покрасс удалось написать прекрасную музыку, полную лирики и теплого чувства.
        Весь фильм построен, как кинопоэма. Мать думает о будущем своей девочки, перед которой будут открыты все дороги, жизнь которой обеспечена законом о человеческом счастье - Сталинской Конституцией.
        Фильм "Колыбельная" должен выйти на экраны к 20-й годовщине Великой пролетарской революции.


        ПЕЧЕНЬЕ, ПАПИРОСЫ, ПАРФЮМЕРИЯ
        К праздничным дням на рынки Союза будет выпущено много новых сортов кондитерских, табачных и парфюмерных изделий.
        Московская фабрика "Большевик" готовит специальные сорта высококачественного бисквита под названием "Счастливое детство" и "Союзные". Этот бисквит будет упакован в красиво оформленные коробки.
        Фабрика "Красный Октябрь" выпустит карамель "Пионер", шоколадные конфеты "Советский полюс" и пр.
        Шоколадные конфеты в красиво оформленных коробках (с изображением советского павильона на Парижской выставке и др.) выпустит ленинградская кондитерская фабрика им. Самойловой.
        197 миллионов папирос изготовляют к празднику фабрики Главтабака.
        В массовом количестве выйдут сюрпризные коробки с одеколонном, духами, мылом и пудрой.


        КОНКУРС НА СТРАТОСФЕРНЫЙ СКАФАНДР
        Правление Центрального аэроклуба СССР присудило первую премию по конкурсу на стратосферный скафандр и герметическую самолетную кабину конструктору и строителям скафандра типа "Ч-3". Конструктору скафандра инженеру Е.Е. Чертовскому присуждено 10 тыс. рублей, остальные 10 тыс. передаются в распоряжение начальника военно-воздушных сил РККА для премирования строителей скафандра - работников Института авиационной медицины и завода.
        В связи с тем, что работы по некоторым конструкциям еще не закончены, срок конкурса на стратосферные скафандры и кабины продлен до 1 мая 1938 года.


        МАТЧ ЭЙВЕ-АЛЕХИН
        ГААГА, 14 октября. (По телефону). Вчера в Гааге в пятой партии матча на первенство мира Алехин уже в дебюте (ферзевой гамбит) получил плохое положение, попав под сильную атаку Эйве. После 40 ходов партия отложена в безнадежной для Алехина позиции.


        Перестройка зарплаты в хлопчатобумажной промышленности
        На основании постановления СНК СССР об улучшении работы хлопчатобумажной промышленности с 1 сентября повышена заработная плата 116,6 тыс. рабочих хлопчатобумажных фабрик - около 25 проц. всех рабочих, занятых на этих предприятиях.
        Банкаброшницам на перегонных машинах и холстовщицам-тазовщицам увеличена зарплата на 15 проц., шлихтовальщикам - на 30 проц., смазчикам машин и станков - на 35 проц. и т.д.
        На Ленинградской прядильной фабрике им. 1 мая банкаброшница при работе на трех перегонных машинах (с помощницей на шести машинах) раньше получала 11 руб. 40 коп. в день, сейчас получает 13 руб. 11 коп. Смазчик на ленинградской прядильной фабрике "Веретено" до постановления правительства получал 7 руб. 56 коп., теперь - 10 руб. 10 коп.
        Повышены ставки инженерно-технических работников. Начальник ткацкого цеха, имеющего не менее 900 станков и выпускающего свыше восьми сортов тканей, получает сейчас до 900 рублей в месяц (раньше он получал до 750 рублей). Начальник ватерного цеха прядильной фабрики, выпускающего восемь и более номеров пряжи, получает сейчас до 1.000 рублей в месяц (раньше до 750 рублей).
        Для улучшения технического руководства на хлопчатобумажных фабриках созданы должности главных инженеров и начальников ремонтных отделов.
        В соответствии с постановлением правительства пересматривается система премирования инженерно-технических работников. Главные инженеры, начальники цехов, мастера, механики будут получать премию за перевыполнение плана валового выпуска продукции, при чем будет учитываться качество и ассортимент.
        Наркомлегпром СССР дал указания также всем остальным отраслям легкой промышленности пересмотреть действующие премиальные системы, перестроив их в соответствии с постановлением СНК СССР о хлопчатобумажной, промышленности. (ТАСС). .


        Международные рекорды советских летчиков
        Центральный аэроклуб СССР им. Косарева получил сообщение от Между-народной авиационной федерации (ФАИ) об утверждении трех международных рекордов скоростного полета, установленные летчиком В. Коккинаки и штурманом А. Бряндинским 26 августа 1937 года. Как известно, в полете на "ЦКБ-26" с грузом в 1.000 кг на дистанции в 5.000 км летчики развили среднюю скорость в 325 км 257 м в час. Этот результат является рекордным для полетов на участке в 5.000 км с нагрузкой в тонну, 1/2 тонны и без нагрузки.

        * * *

        7 октября летчик-испытатель А. Кржижевский на самолете "Гидро-1" пролетел без посадки 470 км 662 и. Рассмотрев материалы об этом полете, спортивная комиссия Центрального аэроклуба признала результаты его всесоюзным (национальным) рекордом дальности полета по прямой для легких гидросамолетов. Материалы о полете направляются в президиум Международной авиационной федерации для засвидетельствования рекорда как международного по второй категории (класс "С-бис").
        Прежний международный рекорд был установлен в 1935 году американским пилотом Кингом. Он пролетел тогда без посадки 353 км 988 метров.


        ВО ВСЕСОЮЗНОМ КОМИТЕТЕ ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ
        В студии Мосфильм постановочный коллектив во главе с режиссером М. Ромм усиленно работает над постановкой звукового художественного фильма "Восстание" по сценарию А. Каплера. Это - первая попытка советской кинематографии создать образ В.И. Ленина, показать его роль вдохновителя и организатора Великой социалистической революции. Создание образа В.И. Ленина, как известно, поручено народному артисту СССР Б.В. Щукину.
        В целях скорейшего окончания фильма "Восстание" Всесоюзный комитет по делам искусств предложил театру им. Вахтангова освободить до 1 ноября В.В. Щукина от работы в театре с тем, чтобы он мог полностью посвятить себя кинос'емкам. В связи с этим театру им. Вахтангова разрешено отложить премьеру пьесы Н. Погодина "Человек с ружьем", которая была намечена на 7 ноября.
        Главное управление кинематографии и студия Мосфильм обязались полностью закончить фильм "Восстание" к 7 ноября.


        ЧЕТВЕРТАЯ ЗВЕЗДА ДЛЯ КРЕМЛЕВСКИХ БАШЕН
        Вчера закончился монтаж четвертой рубиновой звезды для Спасской башни московского Кремля. Сегодня эта звезда должна быть поднята на башенный шпиль.
        Рубиновая звезда для Спасской башни по величине такая же, как и на Никольской башне. Расстояние между концами этой звезды равно 3 м 75 см.


        ПЕРЕД ПРИЕМКОЙ ВТОРОЙ ОЧЕРЕДИ МЕТРО
        Как готовится московский метрополитен к пуску линий 2-й очереди? Как обстоит дело с кадрами для Покровского и Горьковского радиусов? На эти вопросы начальник московского метрополитена т. В.Я. Днепровский ответил следующее:
        - Для работы на линиях 2-й очереди потребуется около 2 тысяч человек обслуживающего персонала. В это число входят машинисты и начальники поездов, начальники станций, кассиры, контролеры, уборщицы, монтеры, диспетчеры и т.д. Самое важное, конечно, - подобрать командный состав. Машинисты, начальники поездов и работники других наиболее ответственных специальностей будут обучаться в порядке индивидуального прикрепления к лучшим специалистам-стахановцам. Широко будет применяться выдвижение.
        Принимаются меры к тому, чтобы станции Покровского и Горьковского радиусов давали максимум удобств для пассажиров. Сейчас мы испытываем, например, два новых билетных автомата. Их преимущество заключается в том, что в них можно опускать монету любого достоинства. Вместе с билетом новые автоматы смогут выдавать пассажирам и сдачу.


        31 ГРАДУС МОРОЗА
        На станции "Северный полюс"
        14 октября, в 1 час дня, координаты дрейфующей станции "Северный полюс" были следующие: 84 градуса 46 минут северной широты и 6 градусов восточной долготы. В районе станции был туман, видимость составляла 500-1.000 метров. С юго-запада дул однобалльный ветер. Термометр показывал минус 31 градус.

        * * *

        На острове Рудольфа в это же время температура была минус 12 градусов. Облака с просветами шли на высоте 300 метров. Видимость достигала 50 километров.


        МЕТАЛЛ, УГОЛЬ, АВТОМАШИНЫ
        За 12 октября по Союзу выплавлено чугуна 41,257 тонн - 92,6 проц. плана, стали 52.294 тонны - 90,3 проц. плана; выпущено проката 31.384 тонны - 72,8 проц. плана - На ряде Заводов - выходной день.)
        Угля за 12 октября по Союзу добыто 330.090 тонн - 83,2 проц. плана, в том числе по Донбассу - 201.950 тонн - 87,8 проц. плана.
        13 октября Московский автозавод им. Сталина выпустил 201 грузовую автомашину - 88,9 проц. плана и 8 легковых "ЗИС" - 100,0 проц. плана. Горьковский автозавод им. Молотова выпустил 449 грузовых автомашин - 103,7 проц. плана и 82 легковых "М-1" - 102,5 проц. плана.


        РАБОТА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
        13 октября на железных дорогах Союза погружено 98.446 вагонов - 98,4 проц. плана; выгружено 95.403 вагона - 93,8 проц. плана.


        Полеты в полярную ночь и сумерки
        Комбриг И. СПИРИН, Герой Советского Союза
        Полеты полярной ночью и в сумерки значительно отличаются от полетов в наших широтах. В Арктике по-иному приходится вести самолет и ориентироваться в воздухе. Ночью в средних широтах полет не представляет особенных трудностей даже в плохую погоду: наземная поверхность значительно облегчает полет, если и приходится лететь по приборам.
        В Арктике на наземную поверхность рассчитывать в это время года не приходится. Часто облачность мешает там ориентироваться и по небесным светилам. В таких случаях весь полет - от взлета до посадки - проводится исключительно вслепую. При этом надо учесть, что в Арктике условия взлета, расчет посадки и сама посадка значительно отличаются от обычных. Дело в том, что здесь самолет чрезвычайно загружен. В Арктике мало населенных пунктов, где можно было бы пополнить запасы горючего и продовольствия - приходится запасаться на дальний полет. Вот почему наши корабли, направленные на поиски "Н-209", имели нагрузку, равную 25 тоннам! Как показал опыт при такой перегрузке самолет может оторваться лишь тогда, если ему удастся пробежать под уклон не менее 2 километров. Однако этим не исчерпываются все трудности взлета. Самолет на лыжах может оторваться от снега только при хорошем морозе. При высоких же температурах (примерно - 8°) самолету на лыжах вовсе не оторваться. В морозные ночи, как правило, горизонт покрывают густая дымка и туман, образующийся от разводьев. В этих условиях очень сложно выдержать и направление разбега. Если на земле и могут быть выложены костры, которые помогут пилоту выдержать направление, то в момент отрыва ему все равно приходится переходить к работе по приборам. Правда, несколько легче взлет происходит при свете луны или северного сияния. Но на это особенно рассчитывать не приходится.
        Не меньшие трудности ожидают пилота и в постановке самолета на курс следования. Вследствие чрезмерной перегрузки машины (а она, как мы видели, неизбежна в условиях Арктики) удача рейса находится в прямой зависимости от состояния погоды. Если ночь или сумерки относительно ясны - видны звезды, светит луна, тогда лететь легко. Но Арктика именно тем и отличается, что погода там меняется буквально на глазах, а метеорологические условия не поддаются часто никакому учету. Наивно полагать, что расстояние в 500-1.000 километров в Арктике можно пройти при ясном, безоблачном небе. Вылетая в самую хорошую погоду, надо быть всегда готовым к тому, что очень скоро придется вести машину вслепую или вполуслепую.
        Заход и расчет на посадку в сумерках и ночью значительно отличаются также и потому, что в Арктике очень обманчиво представление о расстоянии. Само приземление на совершенно ровную снеговую поверхность уподобляется посадке гидросамолета на гладкую зеркальную водную поверхность в штиль. Во всяком случае выравнивание самолета следует проводить только к кострам и то без гарантии спарашютировать и не стукнуться об лед. Особенно опасна посадка в сумерках, когда огни слабо заметны, а снеговая поверхность сливается настолько, что даже на земле в двух-трех шагах невозможно различить небольшие возвышенности, заструги и т.п. Понятно, как опасна в этих условиях вынужденная посадка, особенно посадка на лед.
        При полете в ясную погоду хорошо видна ледяная поверхность разводья. Но даже и тогда выбрать подходящую льдину и благополучно совершить на ней посадку является большой удачей.
        Надо сказать, что ледовая обстановка от о. Рудольфа до полюса очень изменилась со времени нашего весеннего полета туда. Появилось очень много молодого льда, стало больше разводий и районов видимого сжатия льдов, уменьшился снежный покров. В сумерках с высоты трудно отличить молодой лед от старого и крепкого. Это не удается сделать даже и при хорошем лунном освещении, при освещении с самолета прожекторами и ракетами. При таких условиях каждая посадка опасна. Сядешь на молодой лед - провалишься в воду, сядешь в темноте на крепкий лед - можешь разбить машину о ропаки и заструги.
        Мы уже говорили о сложности штурманской ориентировки во время полетов в полярную ночь. В это время визуальная ориентировка и процессы нормальных штурманских измерений отпадают совершенно. Центр тяжести целиком переносится на определение места, а отсюда и всех моментов навигации с помощью звезд и луны. Ночью, кроме того, может быть использован радиомаяк. В сумерках же радиомаяк и радиопеленгация сопряжены с большими ошибками, не поддающимися никакому учету. Таким образом, ночью (если она безоблачна) все, чем может пользоваться штурман для ведения корабля к цели, это звезды, радиомаяки и луна, если она... имеется. Из звезд в Полярном бассейне авиаштурман предпочитает ориентироваться по звездам созвездия "Большой Медведицы", по Веге (созвездие Лиры), по Альфе (созвездие Андромеды) и др. Эти звезды хорошо видны, легко могут быть найдены в полете и удобны для ориентировки. Гораздо менее удобной оказалась Полярная звезда, к помощи которой часто прибегают в наших широтах авиаштурманы для определения широты места. Самый процесс вычисления по этим звездам нам удалось значительно упростить, сведя его к двум простым математическим действиям, которые отнимают не более одной минуты. Значительно дольше продолжаются более громоздкие расчеты по определению места при помощи луны. Зато нам удалось луну "приспособить" так же, как солнце днем, для выдерживания направления с помощью СУК (солнечного указателя курса), который теперь с равным основанием можно назвать "лунным указателем курса". Это удалось сделать за счет введения ряда поправок (до полета и в полете), учитывая особенности движения луны в небесной сфере по сравнению с солнцем, - например, поправка на движение луны, На широту места, на склонение луны и т.д.
        Во всяком случае, несмотря на все неприятности, которые сопряжены с частыми вычислениями, луна все же оказалась очень выгодной для выдерживания направления полета. Так или иначе, ночью, особенно при луне и в ясную погоду, самолет может быть надежнее доведен до цели, если штурман будет пользоваться для ориентировки астрономией и радиосредствами. При хорошей работе радиомаяка не страшно даже, если на непродолжительное время небесные светила будут покрываться облачностью.
        Хуже с вождением самолета в сумерки, когда нельзя ориентироваться на радиовождение и почти не видно звезд и тем самым менее видна земная поверхность. Подобные условия, когда штурман не может прибегнуть к обычным измерениям, мы встретили во время нашего полета к полюсу и обратно 7 октября. Тогда луны еще не было. Звезды видны были только в начале полета, а ночью, в сумерках мы их уже не видели. В этот рейс техника вождения корабля свелась к астрономическим определениям направления пути вначале, частичному использованию радиомаяка и, главным образом, гироскопического прибора - полукомпаса в сочетании с магнитным компасом. Исключительно плохая погода заставляла нас жаться к земле вплоть до бреющего полета с тем, чтобы иметь хоть какие-либо измерения и определения штурманских элементов пути. Мы подошли к полюсу с помощью гироскопического полукомпаса; магнитными компасами уже нельзя было пользоваться. Во время поисков, лишенные возможности пользоваться луной и звездами, мы применяли все, что возможно, ориентируясь в основном по гирополукомпасу. На обратном пути, будучи в очень тяжелом положении в отношении ориентировки мы сумели даже пеленговаться на невидимое солнце по наиболее хорошо освещенному зареву и таким образом находить курс на остров Рудольфа.
        Этот полет показал всю сложность рейсов в сумерках и вместе с тем дал очень много ценного для штурманской науки. Становится совершенно ясным, как осторожно надо подходить к ориентировке в арктические сумерки и ночь. Ясно также, что основной упор в ориентировке надо брать на астрономию. При умелом пользовании ею только она может дать должный успех при ночных полетах в Арктике.
        Опыт наших полетов позволил нам уже сейчас наметить ряд усовершенствований аппаратуры и методов штурманского дела вплоть до создания специального звездного компаса. Быстрое и толковое решение этих новых задач, надо полагать, полностью обеспечит безопасность ночных воздушных сообщений.
        Здесь необходимо сказать несколько слов об аэродромной службе. Она до сих пор совершенно не приспособлена для ночных полетов. Аэродромы в Арктике должны быть снабжены не только хорошими электрифицированными посадочными знаками и очень хорошими прожекторами для освещения полей, но и - что особенно важно - зенитными прожекторами. Ночью можно вывести корабль на самый о. Рудольфа и все же не найти его. Зенитные прожекторы должны четко показать аэродром. Без них вряд ли мыслимы полеты в полярные ночи.
        Во время наших операций в полярные сумерки и ночью возник ряд трудностей, которых мы прежде не учитывали. Но это - только начало. Нет сомнения, что будут обнаружены все новые и новые особенности Арктики, которых мы еще не знаем и которые нам так илп иначе придется преодолеть.
        ОСТРОВ РУДОЛЬФА, 13 октября. (По радио).


        В ТЕАТРАХ И КИНО:
        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА АКАДЕМИЧЕСКИЙ БОЛЬШОЙ ТЕАТР СОЮЗА ССР
        15/Х С Н Е Г У Р ОЧ К А.

        ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРДЕНА ЛЕНИНА АКАДЕМИЧЕСКОГО БОЛЬШОГО ТЕАТРА СОЮЗА ССР
        15/Х: ТРАВИАТА.

        ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА АКАДЕМИЧЕСКИЙ МАЛЫЙ ТЕАТР
        15/Х: БОРИС ГОДУНОВ.

        Филиал Государственного ордена Ленина АКАДЕМИЧЕСКОГО МАЛОГО ТЕАТРА (театр им. Сафонова)
        15/Х: ЖЕНИТЬБА БЕЛУГИНА.

        МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ЛЕНИНА ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР СССР им. ГОРЬКОГО
        15/Х: БЕЗУМНЫЙ ДЕНЬ ИЛИ ЖЕНИТЬБА ФИГАРО.
        16/Х: АННА КАРЕНИНА.

        Филиал Московского ордена Ленина ХУДОЖЕСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА СССР им. ГОРЬКОГО
        15/Х: ПЛАТОН КРЕЧЕТ.
        16/X: ВИШНЕВЫЙ САД.

        ГОСУД. МОСК. КАМЕРНЫЙ ТЕАТР
        15/х: А Л Ь К А С А Р.

        ГОС. Т-Р им. ВС. МЕЙЕРХОЛЬДА
        Открытие сезона ПЕРЕНОСИТСЯ. О дне открытия будет об'явлено особо.

        ГОСУД. ТЕАТР им. ЕВГ. ВАХТАНГОВА
        15/Х: ИНТЕРВЕНЦИЯ.

        МОСК. ГОСУД. ЕВРЕЙСКИЙ ТЕАТР (Малая Бронная, 2, тел. 1-69-10).
        15/Х: СУЛАМИФЬ. Нач. 7-30 веч.

        Гос. Муз. театр им. Немировича-Данченко Дворец Культуры. Восточная 4 т. Ж 2-08-18.
        15/Х: ТРАВИАТ А.

        ТЕАТР им. МОСПС (Каретный ряд, 3)
        15/Х: Спектакль отменяется. Билеты подлежат возврату по месту покупки.

        Московск. Гос. ЦЫГАНСКИЙ т-р "РОМЭН"
        15/Х: СВАДЬБА В ТАБОРЕ.

        МОСКОВСКИЙ ТЕАТР РЕВОЛЮЦИИ
        15/Х: ГИБЕЛЬ ЭСКАДРЫ.

        МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ЛЕНСОВЕТА
        15/Х. С Л А В А.

        Г О С Т Р А М
        15/Х: вместо об'явленного спектакля "Бесприданница" пойдет спектакль БАБЬИ СПЛЕТНИ. Билеты действительны. Нежелающие воспользоваться билетами, возвращают их по месту покупки.
        16/X: ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

        московский ТЕАТР САТИРЫ
        15/Х: БОЛЬШАЯ СЕМЬЯ.

        Московская Государственная Филармония
        БОЛЬШОЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ

        15/Х: абонемент №3, талон №1 Государственный симфонический оркестр Союза ССР.
        Дирижер Оскар Фрид.
        В программе - Бетховен.
        Билеты на постоянные места действительны. Начало в 9 часов вечера.

        ГОС. ЛАТЫШСКИЙ ТЕАТР "SKATUVE"
        15/Х: ЗАБАВНЫЙ СЛУЧАЙ.

        Московская Государственная Консерватория ОПЕРНАЯ СТУДИЯ им. С.Т. ШАЦКОГО (Арбат ул Вахтангова, 12. т. Г1-94-86).
        17/X: БОГЕМА. Нач в 7.30 веч.

        ПЛАНЕТАРИЙ
        Спектакль ГАЛИЛЕЙ. Нач. 21 час.

        1-й Г О С Ц И Р К
        Дрессированные ЛЕОПАРДЫ
        укротитель КАЗИМИР КУН
        И БОЛЬШАЯ ЦИРКОВАЯ ПРОГРАММА

        Начало в 8 час веч.
        В общевыходные дни добавочные дневные представления в 1.30 и 4.30.

        КИНОТЕАТРЫ СОЮЗНОГО ЗНАЧЕНИЯ:
        ПЕРВЫЙ кинотеатр, УДАРНИК, КОЛИ3ЕЙ, МОСКВА
        ТАЙГА ЗОЛОТАЯ

        ИППОДРОМ.
        Сегодня, 15 октября, РЫСИСТЫЕ ИСПЫТАНИЯ.
        Начало в 5 час. дня.

        Институт массового заочного обучения партактива при ЦК ВКП(б) 17-го октября передает лекцию, организуемую Отделом Партийной пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) для агитаторов на тему: "ПОБЕДА СОЦИАЛИЗМА И РАСЦВЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ СССР". Автор лекции - доктор исторических наук профессор ДИМАНШТЕЙН С. М.
        Директор Института Б. ВОЛИН.


Размер: 26,2kB, 424x450x100dpi


В номере
Все Известия
Главная страница

Главлит: В-33833         
Выпускающий редактор: S.N.Morozoff 
Полоса подготовлена:  S.N.Morozoff