Указ Президиума Верховного Совета СССР
О награждении Комиссара государственной безопасности
Жукова Г.С. орденом Красного Знамени

        За, успешное выполнение специальных заданий Правительства, наградить орденом Красного Знамени Комиссара государственной безопасности 3-го ранга Жукова Георгия Сергеевича.

        Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
        Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

        Москва, Кремль. 8 апреля 1944 г.


Указ Президиума Верховного Совета СССР
О награждении завода №6 Народного Комиссариата
Боеприпасов орденом Красной Звезды

        За образцовое выполнение заданий Правительства по выпуску боеприпасов в особо сложных условиях наградить завод №6 Народного Комиссариата Боеприпасов орденом Красной Звезды.

        Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
        Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

        Москва, Кремль. 8 апреля 1944 г.


Указ Президиума Верховного Совета СССР
О награждении орденами и медалями работников завода №6
Народного Комиссариата Боеприпасов

        За образцовое выполнение заданий Правительства по выпуску боеприпасов для фронта в особо сложных условиях наградить:

        ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
        1. Бардинова Ивана Алексеевича - начальника цеха.
        2. Советина Дмитрия Георгиевича - главного механика завода.

        ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
        1. Дмитриева Герасима Тихоновича - заведующего отделом машиностроения Ленинградского обкома ВКП(б).
        2. Зайцева Матвея Семеновича - мастера.
        3. Павлова Петра Семеновича - мастера.
        4. Портного Анатолия Петровича - директора завода.
        5. Рудакову Елену Дмитриевну - лакировщицу.
        6. Фишман Михаила Абрамовича - заместителя заведующего отделом машиностроительной промышленности Ленинградского обкома ВКП(б).

        ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ
        1. Баранова Ивана Дмитриевича - литейщика.
        2. Иванова Петра Степановича - начальника цеха.
        3. Карпенкова Павла Владимировича - слесаря.
        4. Кетова Алексея Васильевича - главного технолога завода.
        5. Коробкина Андрея Александровича - печника.
        6. Константинова Бориса Дмитриевича - моториста.
        7. Мельникова Сергея Григорьевича - конструктора.
        8. Стародубцева Николая Алексеевича - главного инженера завода.

(Продолжение следует).

Указ Президиума Верховного Совета СССР
О награждении Ленинградского Дома Красной Армии
имени С.М. Кирова орденом Красной Звезды

        В ознаменование 20 годовщины Ленинградского Дома Красной Армии имени С.М. Кирова и за успешную работу по военному, политическому и культурному воспитанию личного состава войск фронта наградить Ленинградский Дом Красной Армии имени С.М. Кирова орденом Красной Звезды.

        Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
        Секретарь Президиума Верховного Совета СССР А. ГОРКИН.

        Москва, Кремль. 8 апреля 1944 г.


Указ Президиума Верховного Совета СССР
О награждении орденами и медалями
работников Карагандастроя НКВД

        За успешное выполнение задания Правительства по строительству угольного разреза в Карагандинском бассейне наградить:

        ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
        1. Гильнера Николая Карловича - главного инженера строительства,
        2. Нойкина Федора Васильевича - бригадира монтажных работ строительства.
        3. Успенского Дмитрия Владимировича - начальника строительства.
        4. Щукина Виктора Ивановича - главного механика строительства.

        ОРДЕНОМ ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
        1. Комиссара государственной безопасности Богданова Николая Кузьмина.
        2. Бокий Бориса Вячеславовича - главного инженера Карагандашахтпроекта Наркомугля.
        3. Евстигнеева Сергея Кузьмича - начальника отдела строительства.
        4. Журавель Никиту Григорьевича - паровозного машиниста строительства.
        5. Каржаубаева Кабдула Шукаровича - заместителя секретаря ЦК КП(б) Казахстана.
        6. Мельникова Николая Васильевича - начальника производственно-технического отдела открытых работ Наркомугля.
        7. Микруха Ивана Васильевича - машиниста экскаватора строительства.
        8. Миндэли Элисабара Онисимовича - заместителя Народного Комиссара угольной промышленности.
        9. Пыркова Алексея Николаевича - заместителя насельника отдела ГУЛЖДС НКВД.
        10. Рубенчик Павла Абрамовича - заместителя начальника строительства.

        ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ
        1. Белый Василия Ивановича - машиниста экскаватора строительства.
        2. Буянова Леонида Сергеевича - заместителя начальника ГУЛЖДС НКВД.
        3. Вольского Алексея Антоновича - паровозного машиниста строительства.
        4. Ергебекова Слемеса Ергебековича - председателя Карагандинского облисполкома.
        5. Жарый Николая Дмитриевича - начальника отдела механизации строительства.
        6. Подполковника госбезопасности Котышева Георгия Анисимовича.

(Продолжение следует).

        Угольный разрез в Караганде
        Л. БУЯНОВ. Заместитель начальника ГУЛЖДС НКВД СССР.
        В период Отечественной войны, особенно в связи с тем, что Донбасс оказался временно в руках гитлеровских оккупантов, партия и правительство приняли меры к значительному увеличению угледобычи на Востоке, в том числе в Карагандинском угольном бассейне.
        Год назад было принято решение - построить в Караганде новое угольное предприятие, которое обеспечивало добычу полутора миллионов тонн угля в год. За 10 месяцев предприятие было построено и в марте 1944 года вступило в строй.
        В пяти километрах от города Новая Караганда вырос огромный угольный разрез, который дает стране ежедневно до 4 тысяч тонн угля. Разрез - это предприятие, где в отличие от шахтного подземного способа добычи угля работы ведутся на открытом воздухе. Земля, покрывающая угольный пласт, "разрезается", т.е. удаляется и увозится. Уголь добывается с помощью экскаваторов. Ими же он погружается в железнодорожные вагоны.
        В Карагандинском разрезе поезда входят прямо в угольный пласт на глубину 32- 35 метров от поверхности земли.
        Добыча угля открытым способом при посредстве экскаваторов оказалась производительнее по сравнению с шахтным способом в четыре раза. На Карагандинском разрезе уголь добывают только машиной, и человеческие руки непосредственно к углю не прикасаются.
        Наш угольный разрез по своей производительности может сравниться только с немногими крупнейшими разрезами, имеющимися в США, дающими от полутора до двух миллионов тонн угля в год.
        Строительство велось в сложных условиях. Изыскания не были проведены заблаговременно. Готового проекта не было. Проектировщикам предстояло в исключительно короткие сроки совместно со строителями решить все сложные технические вопросы и выдавать рабочие чертежи непосредственно на стройплощадке. С этой задачей коллектив инженеров проектной экспедиции во главе с тт. Смирновым и Розановым справился отлично.
        Надо было обеспечить выполнение правительственного задания, пользуясь местными строительными материалами. Надо было провести работы в короткий срок с меньшим количеством людей. И эти задачи также были полностью разрешены.
        1 мая прошлого года начал работать первый экскаватор. Вслед за ним в короткие сроки были смонтированы еще 19 экскаваторов, которым предстояло переработать 2 1/2 миллиона кубометров грунта. При этом необходимо было не просто удалить породу с угольного пласта, но и рационально ее использовать. Из грунта были сооружены насыпи железной дороги, станций, водозащитных дамб и отвального хозяйства..
        Одновременно с производством сложных вскрышных работ строители уже с октября месяца прошлого года начли давать стране уголь, отгрузив за время строительства 225 тысяч тонн топлива.
        Угольный пласт оказался насыщенным водой. Грузить мокрый уголь, а тем более работать в воде, нельзя. Поэтому для осушения угольного пласта построен глубокий дренаж, состоящий из вертикальных шахт глубиной до 40 метров и горизонтальных выработок общей длиной около 400 метров.
        Насосы постоянно откачивают воду. Уголь грузится сухим.
        Для вывоза угля и породы уложено 28 километров железнодорожных путей, построены две станции - Породная и Углесборочная.
        На территории строительства выросли рабочие городки, обеспечивающие жилищем и подсобными предприятиями рабочих и служащих.
        Огромный об'ем строительных работ был осуществлен строителями Наркомата внутренних дел.
        О новой победе советского тыла строители НКВД рапортовали товарищу Сталину 16 марта. Товарищ Сталин тепло поздравил строителей и отметил их заслуги перед страной.
        Коллектив строителей НКВД готов к выполнению новых сложных и ответственных заданий правительства.


Чехословацкий народ с радостью воспримет весть
о выходе Красной Армии на государственную границу
СССР с Чехословакией

        Профессор Зд. НЕЕДЛЫ. 8 апреля.

        Красная Армия вышла на границу с Чехословакией! С восторгом воспринял я эту радостную весть, прозвучавшую на весь мир, как новое доказательство могущества и силы руководимой Маршалом Сталиным Красной Армии, великой армии - освободительницы народов от ненавистного фашизма. Это историческое событие, наряду с другими великими подвигами Красной Армии, укрепляет в наших сердцах глубокую уверенность в скором и окончательном разгроме гитлеровской Германии.
        На моей Родине - в Чехословакии, претерпевшей столько мук под пятой немецко-фашистских оккупантов, известие о приближении советских войск вызовет глубочайшую радость и ликование. Оно вдохнёт в душу чехословацкого народа надежду и веру в скорое освобождение от ненавистных оккупантов, в возрождение нашей прекрасной страны. Приветствуя Красную Армию, народ Чехословакии, несомненно, приложит все усилия, чтобы помочь ей разгромить немецкие войска, внеся этим свою лепту в великую борьбу всех свободолюбивых народов против фашизма.
        Земной поклон Красной Армии-освободительнице!
        Слава Верховному Главнокомандующему Маршалу Советского Союза Сталину!


        Стахановская вахта в честь Прикарпатских и Прутских дивизий
        Победно грохочут над Москвой артиллерийские салюты. Достигнута юго-западная граница родины, священный рубеж советской земли. Весть о выходе наших войск на границу с Чехословакией и Румынией и на реку Серет застала рабочих вечерней смены завода "Динамо" имени С.М. Кирова в разгар трудовой предмайской вахты. В честь доблестных Прикарпатских и Прутских дивизий ещё дружнее закипел стахановский труд. В смене мастера Уткина за первые два часа работы задание было выполнено на 120 процентов.
        В первом аппаратном цехе фрезеровщик Павел Рябин заявил:
        - Я был на фронте и знаю, что такое наступление. Победа над врагом требует бесперебойного снабжения фронта всем необходимым. В апреле я, работая на двух фрезерных станках, дважды установил общезаводской рекорд по обработке деталей. За смену я в первом случае выполнил задание на 800 процентов. А во втором - на 1.375. Сегодня я постараюсь ознаменовать радостные события на фронте новой победой в труде.
        Такое же обязательство взяли на себя и остальные рабочие этого цеха. Стахановки Колбасова и Рассалкина выполнили к середине смены своё задание. (ТАСС).


        Скоростные плавки стали
        ЛЕНИНГРАД, 8 апреля. (ТАСС). В мартеновском цехе завода, где секретарем парткома тов. Полетаев, шло партийное собрание, обсуждавшее вопрос о ходе предмайского соревнования. Докладчик ставил в пример стахановской работы молодого члена партии Ивана Усанова, который сегодня вторично за последние 3 дня дал скоростную плавку, перекрыв свой первый рекорд. Вместо 9 часов 30 минут по норме он выплавил десятки тонн высококачественной стали за 6 часов 25 минут.
        Неожиданно секретарь партбюро цеха тов. Коробкин прервал докладчика.
        - Товарищи, - сказал он, - включаю репродуктор, прослушаем важное сообщение...
        Дружным "ура" встретили участники собрания приказ Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина. Как только диктор произнес последние слова приказа, сталевар-орденоносец Георгий Егоров сказал:
        - Разрешите мне, товарищи, уйти сейчас с собрания, чтобы стать на Стахановскую вахту в честь доблестных Прикарпатских дивизий. Обязуюсь дать новую скоростною плавку на 3,5 часа раньше срока.
        Собрание уже кончилось, когда последовало новое сообщение о блестящей победе войск второго Украинского фронта.
        Мастер Шукалюков сказал:
        - Своими блестящими победами героическая Красная Армия еще раз доказала, что для нее нет неприступных крепостей. Так должны трудиться и мы.
        Собрание единодушно решило ответить на новые успехи Красной Армии досрочным выполнением своих предмайских социалистических обязательств и завершить месячную программу к 27 апреля.


        НА ПОЛЯХ СТРАНЫ
        СТАВРОПОЛЬ, 8 апреля. (ТАСС). Совхозы треста Наркомсовхозов на 40 дней раньше прошлого года выполнили план сева ранних зерновых. Завершается сев подсолнуха.

* * *

        ХАРЬКОВ, 8 апреля. (ТАСС). Колхозы и совхозы 19 районов области приступили к посевным работам. Уже засеяно 4 тысячи гектаров зерновых.

* * *

        БАРНАУЛ. 8 апреля. (ТАСС). В Благовещенском районе вспахано под яровые 3.000 гектаров земли, в Ключевском - 3.400 гектаров. Отдельные колхозы начали сеять подсолнечник, рыжик и многолетние травы.


        Подготовлено полтора миллиона колхозных полеводов и животноводов
        В колхозах заканчивается зимняя учеба. Сотни тысяч колхозников и колхозниц под руководством агрономов, зоотехников изучали передовые методы обработки полей, выращивания высокого урожая, ухода за скотом. Занятия проводились на двухнедельных курсах, в семидневных семинарах и кружках. В колхозах РСФСР таким путем подготовлено около полутора миллионов человек, в том числе 300 тысяч бригадиров полеводческих бригад и звеньевых и 200 тысяч животноводов - заведующих фермами, бригадиров, доярок, конюхов. (ТАСС).


        Наступление наших войск в Румынии
        Б. ПОЛЕВОЙ. Военный корреспондент "Правды".

        1. Блестящая победа
        На Украине и в Молдавии войскам 2-го Украинского фронта приходилось преодолевать весеннее бездорожье и многочисленные водные рубежи. На румынском театре военных действий к этим препятствиям прибавляются резкая пересеченность местности, обилие лесов и очень слабо развитая сеть дорог.
        Все это, конечно, усложняет развертывание боевых операций за Прутом, сковывает маневр наших частей и дает противнику хорошие условия для обороны. И тем не менее наступление войск Маршала Советского Союза И.С. Конева идет в Румынии нарастающим темпом. Прошло две недели, как наши части вышли на Прут - государственную границу Советского Союза, - и первые отряды смельчаков, форсировав реку, зацепились за правый берег и создали на нем несколько небольших плацдармов.
        Мы прочно встали за Прутом на румынской земле, опираясь на многочисленные хорошие переправы. Но одновременно с этой гигантской работой по расширению плацдарма войска 2-го Украинского фронта вели и ведут непрерывное победоносное наступление на румынской территории, преодолевая сопротивление немецких и румынских частей.
        Наше наступление на румынском театре военных действий идет сразу в нескольких направлениях, и это не позволяет противнику сосредоточить силы для отпора.
        Перерезав железную дорогу Яссы-Дорохой, наши войска начали с боями продвигаться к реке Серет.
        Здесь противник успел принять меры к обороне. На единственной хорошей дороге у леса, возле двух населенных пунктов, он выставил артиллерийские и пулеметные заслоны, окопался, врос в землю. Но русский солдат искони славился своим уменьем воевать в лесах. Крупные отряды наступавших войск рассыпались на подвижные штурмовые группы. Обходными путями они огибали вражеские узлы обороны и ударами с флангов сбивали и рассекали их, очищая шоссе для наступления главных сил.
        Так в короткие сроки бой был перенесен к городу Ботошани - самому крупному в Северной Румынии узлу шоссейных магистралей, пересекающихся здесь с железной дорогой. Стремительно наступая по пятам откатывающихся врагов, наша пехота ворвалась в город, сразу же перенесла бой на его улицы, а две группы войск стали обходить Ботошани с севера и с юга. Это решило судьбу города.
        Другая группа наших войск, наступавшая севернее Ботошани, вдоль железной дороги Яссы-Дорохой, за несколько дней углубилась на территорию Румынии на несколько десятков километров.
        Не давая врагу опомниться и собрать силы, наши части атаковали город и железнодорожный узел Дорохой.
        Войска 2-го Украинского фронта увенчали свои усилия блестящей победой. Форсировав реку Прут севернее города Яссы на участке протяжением 170 километров, они прорвали оборону противника, овладели городами Дорохой и Ботошани и заняли с боями более 150 других населенных пунктов.. Преследуя врага, наши наступающие части вышли к реке Серет на фронте протяжением 85 километров.
        Наступление советских войск в Румынии в Румынии продолжает развертываться.

        2. Танки за Прутом
        Капитан Рихард Брейтаг, командир дивизиона самоходных орудий, потерявший свои пушки в грязи ещё на дальних подступах к Бугу и вплоть до Прута воевавший в пешем строю, ещё и сейчас, на пятые сутки своего пленения, производит впечатление подавленного неожиданностью человека.
        - Главное, что нас обезоруживало и всё время ставило в невыгодное положение в нашей борьбе у двух великих водных барьеров, какими являлись Буг и Днестр, - это ваши танки. Хорошие боевые качества ваШИХ МАШИН "Т-34" не были для нас новостью. Но никто у нас не предполагал, что они обладают такой проходимостью.
        Насколько я могу судить, все расчёты нашего командования в обороне у рек и в междуречье строились на том, чтобы максимально оторваться от всяких частей, остановиться на выгодном рубеже, окопаться, создать оборону, а тем временем привести в порядок остатки дивизий и встать твёрдой ногой на берегах рек. Но ваши танки появлялись прежде, чем мы успевали выбросить несколько лопат грунта, и гнали нас дальше.
        Немецкий солдат Витольд Кун, убитый у самого Прута, еще более откровенен в своём дневнике. Вот три отрывка из его записей:
        "Русские танки стали нашим кошмаром, 12-й день они не дают нам ни обогреться, ни притти в себя, ни почувствовать себя хоть на минуту снова людьми, а не кроликами, за которыми гонится собака. Сегодня в Березках я в первый раз за эти две недели снял сапоги. Мои бедные ноги! Они все в ранах".
        "Река не удержала этих дьяволов. Они как-то перескочили её. На переправах была кутерьма. На ночёвке я оставил сапоги. Теперь обматываю ноги тряпками. Говорят, застрелился обер-лейтенант Бурш. Что же, ему можно позавидовать! Он лежит теперь спокойно и ему не снятся эти русские бронированные дьяволы. Господи, чем все это кончится?".
        "Сегодня господин Фогт сказал нам: лечь костьми, но русских к реке не допустить. У нас было полегчало на душе: мы снова солдаты, а не бродяги. Стали копать окопы, восстанавливать старые сооружения. Многие из них совсем целы. Мы работаем до полудня - и что же? Стрельба уже на том берегу. Никто ничего не понимает. Вдруг появляется советский танк и с нашего тыла бьёт по нас. Поднимается паника. Капитана Фогта сбивают с ног. Все бегут к паромам... Конец света... Снова отступаем к Пруту. Говорят, советские танки где-то впереди нас".
        Этот крик ужаса врага может служить оценкой мастерской работы наших танкистов, вместе с пехотой игравших ведущую роль в героическом наступлении наших войск до Прута и за Прутом.
        Танки за все время беспримерного наступления неудержимо шли вперед, развертывались для боев, маневрировали, опрокидывали вражеские арьергарды, снова двигались вперед с передовыми отрядами пехоты, форсировали великие реки и принимали участие в таком, казалось бы, нетанкистском деле, как закрепление и расширение предмостных укреплений.
        В соединении Героя Советского Союза генерал-лейтенанта Богданова, первым среди танкистов форсировавшем Буг, Днестр и Прут, говорят: "Там, где пройдет советский пехотинец, там проползет и советский танк". Вся практика наступления подтверждает это. Танки несли на своей броне бревна, фашинник, сделанные из прутьев маты. В особо трудных местах автоматчики соскакивали с брони на землю и тут же из бревен, фашинника, матов делали проходы через ручьи и болотины. Каждый десантник заранее знал, что ему придется класть бревно или пучок фашинника, поэтому переправы занимали минуты.
        В этом тесном взаимодействии с десантами автоматчиков, помноженном на высокую выучку водителей и командиров и на высокое качество самих машин, кроется секрет проходимости наших танков, так поражающей врага. Танковое подразделение майора Гусева, например, двигалось за Днестром, в день совершило 7 переходов через танконепроходимые места, опрокинуло 5 вражеских придорожных заслонов, уничтожило 2 немецких противотанковых батареи, разгромило немецкий обоз и, совершив с боями за день 35-километровый марш, с помощью пехоты закрепилось на новой позиции.
        Поражает врагов по единодушным заявлениям немецких пленных офицеров, также участие наших танковых частей в форсировании Буга, Днестра, а затем Прута. Танк, казалось, меньше всего приспособлен для операций на водных рубежах. Но мастерство советских танкистов опрокинуло и эту догму, казавшуюся совершенно очевидной. Вот, например, как энская танковая часть форсировала Южный Буш на одной из самых трудных переправ. Танки прорывались к месту переправы совершенно неожиданно. У моста, который немцами был заминирован, толпились остатки двух немецких дивизий с обозами и конными транспортами. Они должны были перейти Буг и занять укрепления по ту сторону.
        Развернувшись, стальная лавина хлынула по пологому берегу прямо в толпу, теснившуюся у моста. Машины огнем и гусеницами прокладывали себе путь. Немцы бежали по мосту. Танки преследовали их. Тогда немецкие саперы взорвали последний пролет моста. Он рухнул вниз вместе с десятками немецких солдат, бежавших по нему. Танки остановились перед образовавшейся пропастью.
        Пока танкисты вели бой у моста, сосредоточивая на себе все внимание врага, мотопехотинцы и сопровождавшее танкистов подразделение сапер вплавь, держась за доски, бревна, бочки, переплыли реку выше места переправы. Переплыв они захватили несколько паромов, а потом, разбив немецкий отряд, успевший перейти мост, захватили предмостное укрепление и тут же начали восстанавливать взорванную часть. Конечно, в этом форсировании большой полноводной реки на глазах у растерявшегося от неожиданности врага сыграли роль не только храбрость и героизм бойцов, искони присущие русскому солдату, но и длительная подготовка мотопехоты и штурмовых сапер к согласованным действиям при форсировании водных рубежей, боевая закалка танковых экипажей.
        На молдаванских дорогах, в виноградниках, в лощинах у журчащих меж холмами ручейков можно то и дело видеть разбитые пушки, танки, разгромленные колонны - следы мастерской работы танкистов.
        Сейчас, когда наши машины действуют на румынской земле, советские танкисты, прошедшие за два с половиной месяца с боями славный путь от Днепра до Прута, могут с полным правом сказать: "Советские танкисты пройдут везде, где прикажет им советское командование".

        3. Встречи
        Всего 50 метров водной глади. Даже на самом медлительном пароме их пересекаешь за 5 минут. За Прутом то же весеннее голубое небо в мохнатых овчинах облаков, тот же лёгкий ветерок, полный волнующих запахов пробуждающейся земли, те же холмистые, покрытые паутиной виноградников, долины.
        То же и не то. Здесь - чужая земля И это как-то Сразу бросается в глаза сотнями примет, в том числе удивительной худобой смуглых, коренастых крестьян, ветхостью их домотканых, окрашенных луковой шелухой в грязно-коричневый цвет, свиток...
        Мы в Румынии! Выехавший к нам навстречу шофер штабной машины маленький веселый украинец, стоя около своей запыленной машины, что-то деятельно об'ясняет с помощью жестов трём сивоусым старикам, стоящим возле него, опираясь на длинные палки. И, кажется, они отлично понимают его и согласно кивают головами.
        - Мы, немцев-солдат, румын-солдат, - пу, пу, - поясняет шофер, делая вид, что стреляет из винтовки. - Тебя, тебя, тебя - всех мирных - мы нет, не трогаем. Понимаете? Живите себе. Не наше дело, - и он отрицательно кивает годовой, показывая, насколько не касается нас жизнь мирного населения.
        Один из стариков, выискивая из глубины памяти обрывки русских слов, с трудом составляет из них фразу:
        - Немецкий зольдат - нет хорошо, - он начинает совать вокруг себя кулаком, вывёртывает себе карманы, делает вид, что крадёт чужие вещи. - Русский солдат хорошо.
        Участники разговора отлично поняли друг друга. Все улыбаются, довольные этим пониманием. Уже по дороге шофер поясняет мне суть беседы:
        - Ведь тут что получилось? Когда фашисты видят, что дело у них плохо, что Прут им не удержать, они тут такую агитацию среди населения развели - беда. Дескать, отступайте в глубь страны с армией. Угоняйте скот. Жгите дома. Не уйдете - Красная Армия всех вырежет, все спалит. Такие вещи им вдалбливали - аж слушать тошно, уши вянут. Ну, некоторые и клюнули на этого червячка. Придёшь что такое - деревня пустая. Никого, только голодные псы брешут. Куда же все делись? Пройдёт часа два - вылезают. Сначала по-одному, старики, старухи. Смотрят на нас с удивлением. Потом к вечеру, глядишь, полны хаты понабились. Оказывается, недалеко в оврагах сидели. Ну, а сейчас - и вовсе ничего.
        Проезжаем рыбачью деревушку, лежащую в пойме Прута. Маленькие покосившиеся хатки. Сети на кольях. Перевернутые челны на песке и пара рыбаков, смолящих их горячим варом. Оба босые, а в фетровых шляпах. Странный контраст!
        Пересекаем речку Башеу, мост через которую румынская армия впопыхах забыла взорвать, и перед нами местечко Стефанешти. Оно смахивает, пожалуй, на крупные молдавские сёла. Та же беспорядочная россыпь одноэтажных домиков с балкончиками, те же высокие кресты при в'ездах и то же посеревшее от дождей и ветра распятие у колодца. Но отличаются они от молдавских сёл какой-то ветхостью построек, замшелостью драночных крыш, большим количеством заброшенных построек и бедностью населения, которое вылезает из всех щелей.
        Население уже вполне освоилось с нашими войсками. Старики, сидя на завалинке и лузгая семечки, с интересом смотрят на проходящие машины, танки, пушки. Крикливые, босые, чернявые мальчишки гоняются за военными, выпрашивая пуговицу со звездой.
        На главной улице населённого пункта уже возродились "торговля и промысла". Парикмахеры в грязных халатах, но с фантастически нафабренными усами и коками стоят в дверях, щёлкая ножницами. Старая, усатая румынка торгует в фанерном киоске кислым пивом и каким-то прохладительным напитком ядовито-зеленого цвета. Старики-крестьяне, сидя у больших ведёрных кувшинов, продают прекрасное виноградное вино и дрянной табак.
        Мы едем дальше вглубь страны. Проезжаем Трушешти, Бухечени, железнодорожный узел Денжений. И хотя здесь слышен пульс близкого фронта и непрерывная канонада потрясает воздух - везде царит спокойствие и порядок.
        Обратно мы едем той же дорогой, и навстречу нам непрерывным потоком тянутся наши войска, гарцуют конники, из кузовов машин глядят весёлые лица пехотинцев, тяжёлые тракторы тянут пушки.

        2-й Украинский фронт,
        8 апреля. (Доставлено самолётом).


О развертывании предмайского
социалистического соревнования

        Президиум ВЦСПС одобрил обращение коллектива Московского станкостроительного завода "Красный пролетарий" ко всем рабочим и инженерно-техническим работникам промышленности и транспорта с призывом организовать предмайское социалистическое соревнование. Профсоюзным организациям предложено обсудить это обращение на собраниях, вовлечь всех рабочих и инженерно-технических работников в индивидуальное соревнование, направить растущий трудовой под'ем на перевыполнение каждым предприятием и цехом государственных планов апреля и второго квартала 1944 года.
        Президиум ВЦСПС обязал центральные, областные и фабрично-заводские комитеты мобилизовать творческую инициативу масс для дальнейшего роста производительности труда. Профсоюзные организации должны оказывать активную помощь в полном и своевременном выполнении предмайских обязательств. Необходимо предавать гласности результаты соревнования, ежедневно оповещать коллектив о ходе соревнования между отдельными рабочими, бригадами и цехами.
        Профсоюзы обязаны ознаменовать подготовку к празднику 1 Мая дальнейшим под'е-мом социалистического соревнования, усилением помощи доблестной Красной Армии.
        (ТАСС).


        Вторая скуратовская шахта
        ТУЛА. 8 апреля. (ТАСС). На Скуратовском угольном месторождении закончено строительство второй шахты. Разведками обнаружены здесь большие запасы углей. Будет заложено ещё несколько шахт.
        Скуратовское месторождение весьма удобно для эксплоатации, так как здесь нет больших притоков воды, обычно наблюдаемых в Подмосковном угольном бассейне.


        Подготовка к севу на индивидуальных огородах
        КИРОВ, 7 апреля. (Корр. "Правды"). Свыше 50 тысяч рабочих и служащих предприятий, учреждений и железнодорожного транспорта ведут подготовку к весеннему севу на коллективных и индивидуальных огородах.
        На предприятиях и в артелях города изготовляются две с половиной тысячи лопат и две с половиной тысячи мотыг для огородников.


        Ширпотреб, выпускаемый автозаводом
        Цех ширпотреба автозаводе имени Сталина изготовляет из отходов производства большой ассортимент различных хозяйственных и бытовых изделий. Среди них - железные печи, утюги, сковороды, столовые и чайные ложки, миски, ведра, кружки, различный сельскохозяйственный и огородный инвентарь, как, например, лопаты, грабли, мотыги, лейки и др.
        Автозаводцы непрерывно расширяют ассортимент изготовляемых ими изделий из отходов производства. Налаживается выпуск никелированных сахарниц, мыльниц, деревянных кадок, молочных бидонов, чайников, некоторого слесарного инструмента и пр.

В номере
Вся Правда
Главная страница

Главлит: Б25964          
Выпускающий редактор: S.N.Morozoff 
Полоса подготовлена:  S.N.Morozoff