Миллионы приветствуют новый закон
        В одном из рассказов Б. Майлина приводится очень интересный и типичный, для прежней трудовой казахской семьи, разговор мужа и жены. Элемес брал на руки и укачивал пучеглазого черного мальчика, вздыхал и приговаривал:
        - Жена, а жена! Кем будет наш сын - сделается ли ученым, как Абикен, и люди будут ловить каждое его слово, или станет учителем, как Ибраим и будет носить желтые пуговицы?
        Любящий своего сына казах, бедняк, жестоко эксплуатируемый баем, мечтает о счастьи своего сына, о славе, почете и сытости, такой же сытости, в которой жили байские дети. Мечты Элемеса рассеивались быстро. Его жена Умитай быстро возвращала мечтательного мужа к реальности одной только фразой, горькой, но очень правдивой:
        - Ну, и жаден ты... Как может остаться у тебя ребенок в живых?
        Как может остаться у тебя ребенок в живых! Вот она доля сына казаха-бедняка. И в бедной казахской юрте витала смерть, неумолимая и беспощадная. Десятки и сотни тысяч казахских детей были обречены. Такой была дореволюционная, досоветская действительность Казахстана. Смертность детей тогда в Казахстане достигала 50 процентов.
        В таком же тяжелом положении находилась и женщина-мать. Тройной гнет висел над нею - гнет царей, испытываемый всем казахским трудовым пародом, гнет баев, сгибавших в дугу трудовые казахские массы, гнет старых законов средневекового "адата" и неравенства, превращавших женщину в рабыню своего мужа-раба. Старые родовые обычаи создавали женщине каторжную жизнь без радости и счастья, жизнь, полную унижений. Эти обычаи физически уродовали женщину, сокращали ее дни, приводили к преждевременной старости и смерти.
        Таково было положение казахской женщины в прошлом во времена царей, баев и мулл.
        Что же мы видим сейчас, каким выглядит наш Советский Казахстан, возрожденный и выросший под руководством большевистской партии, в результате великой пролетарской революции, в результате блестящего осуществления ленинско-сталинской национальной политики.
        Нет больше забитого и угнетенного казаха-кочевника, полураба. Нет более невежественного аула, оборванных и грязных юрт, где орудовали баи, муллы и знахари. Во всем своем величин и красоте расцветает культура казахского народа, национальная по форме и социалистическая по содержанию.
        Заблестела ярко жизнь и казахской трудовой женщины, ставшей полноправным и равноправным членом семьи строителей социалистического общества. Не мало теперь в республике женщин-казачек героинь колхозного строя, работающих по-стахановски и награжденных орденами.
        Где она, бедная Умитай, жена Элемеса, терявшая веру в счастье свое и счастье своего ребенка. Может быть она стала знатным бригадиром в своем колхозе? Кто из ее мальчиков пережил тяжелые старые дни и чем радуют они свою старую мать, осчастливленную пролетарской революцией? Может быть, кто-нибудь из ее мальчиков стал пилотом, смело пробивающим облака и перелетающим высокие горы Тянь-Шаня, или инженером, вдоль и поперек исколесившим Бекпак-дала в поисках для своей родины новых богатств, скрытых в недрах, или искусным трактористом-стахановцем. Счастливая мать счастливых детей, пожинающих богатейшие плоды великой пролетарской революции!
        Вот Райхан Даулбаева, работница швейной фабрики в Алма-Ата. Письмо ее мы печатаем в сегодняшнем номере. В этом письме она говорит от всего сердца, которое переполнено счастьем матери: "Взгляните на моего мальчика, пишет она. Мой сын Якубджан - здоровый, черноглазый подросток, смуглый и нежный лицом. Какой мой Якубджан ловкий и жизнерадостный. Когда я гляжу на него, мне всегда вспоминается бурный ручей, наполненный весенней водой - так велико веселье моего сына". "Кем думают быть мои дети, продолжает она. Якубджан хочет быть бухгалтером, Рахилья - артисткой, маленький Акимджан мечтает стать инженером. Слушая их мечты, я горячо благодарю нашу партию и правительство, любимого товарища Сталина, за то, что они дали возможность мне, прежде робкой и забитой казачке, стать такой счастливой матерью таких прекрасных детей".
        Родная Умитай, жена Элемеса из рассказа Б. Майлина, слышишь ли ты, о чем говорят женщины Советского Казахстана? Чувствуешь ли ты, каким огромным счастьем переполнены их сердца.
        Жизнь нашей страны бьет ключем. Из года в год растет благосостояние советского народа. Советская женщина уверенно смотрит в будущее, она спокойна за себя и за своих детей. Недаром так резво повысилась рождаемость в ауле, рождаемость среди народа, который до великой Октябрьской революции был обречен на вымирание. С каждым годом увеличиваются средства, идущие на улучшение и увеличение количества учреждений, обслуживающих мать и ребенка. Растет количество родильных домов, детских консультаций, садов и ясель, улучшается медицинская помощь.
        Вот почему с таким энтузиазмом и воодушевлением встретили трудящиеся массы проект нового закона о запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным и т.д.
        Проект нового закона - документ величайшей силы социалистического государства, его возросшей мощи. Это документ, в который вложена сталинская забота о людях, документ величайшего исторического значения. Проект закона помогает социалистическому обществу бороться с "родимыми пятнами" капиталистического общества, с остатками капитализма в сознании людей.
        Он наносит сокрушительный удар по лицемерию буржуазного общества. Надо вспомнить, что аборты, например, также запрещены в ряде буржуазных государств. Но в условиях капитализма эти законы только отражают лицемерие господствующих классов, так как они "не исцеляют болячек капитализма, а превращают их в особенно злокачественные, особенно тяжелые для угнетенных масс" (Ленин, т. XVI, стр. 498-499).
        В капиталистических странах запрещают аборты, но капитализм не сможет предоставить народам хотя бы сносные условия существования, он не устранит безработицы, не создаст уверенности в завтрашнем дне. В буржуазном обществе запрещают аборты, но оставляют в бедственном положении трудящуюся женщину-мать, оставляют ее рабыней своей семьи, оставляют ее в нищете. Там запрещение абортов мирится с гнуснейшими расистскими теориями, с теориями о вреде роста населения.
        Совсем другое дело у нас. Социалистическое общество, в заботах о человеке находит в себе силы и средства для обеспечения воспитания своих детей, для государственной помощи многосемейным. Запрещение абортов, уродующих наших женщин, мы сопровождаем усилением охраны материнства и младенчества, улучшением медицинской помощи, сопровождаем ростом материального и культурного уровня советского народа. Только у вас, только в социалистическом обществе материнство в почете, мать и дети находятся под охраной твердых советских законов.
        Проект нового закона передан правительством на обсуждение широчайших народных масс. В этом факте проявляется подлинная демократия, возможная только у вас в социалистическом государстве.
        Итоги первых дней этого обсуждения полностью подтверждают то, что проект закона правилен и своевременен, что он целиком и полностью отражает настроения миллионов трудящихся нашей великой родины.
        Задача всех организаций на местах - (партийных, советских, профессиональных - провести это обсуждение наиболее организованно, привлекая к нему самые широкие слои нашего народа, внимательно прислушиваться к каждому предложению, помогающему нам еще более улучшить заботу о женщине-матери и детях.


О прекращении переименования городов, районных
центров, местечек и железнодорожных станций

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА СОЮЗА ССР

        Центральный Исполнительный Комитет Союза ССР постановляет: Прекратить с 1 июня с.г. переименование городов, районных центров, местечек и железнодорожных станций.

        Председатель Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР - М. КАЛИНИН.
        И. о. секретаря Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР - И. УНШЛИХТ.
        Москва, Кремль. 27 мая 1936 г.


Размер: 69,1kB, 700x378x100dpi

ТОВАРИЩИ СТАЛИН, МОЛОТОВ И ЖДАНОВ
В ФИЛИАЛЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА 19 МАЯ НА СПЕКТАКЛЕ "КЫЗ-ЖИБЕК".
Фото Н.ПЕТРОВА.


В Президиуме ЦИК Союза ССР

        Вручение орденов мастерам казахского искусства
        27-го мая на очередном заседании президиума ЦИК Союза ССР под председательством тов. М.И. Калинина были вручены ордена мастерам украинского и казахского искусства. Орден Ленина, которым союзное правительство наградило Украинский государственный театр оперы и балета тов. Калинин вручает "треугольнику" театра. Принимая награду директор театра тов. Яновский говорит о расцвете украинской культуры на основе ленинско-сталинской национальной политики.
        За 10 дней нашего пребывания в Москве, - заявляет тов. Яновский, - мы были окружены огромным вниманием партии и правительства, вниманием любимого вождя товарища Сталина. Эта награда обязывает наш театр многому. Мы сделаем все, чтобы оперный театр поднять на более высокую ступень.
        Награжденный орденом Трудового Красного Знамени начальник управления искусств при СНК УССР тов. С. Хвыля говорит: - Наша страна превратилась в сад радости в котором наилучший садовник, друг всех трудящихся, наш родной, товарищ Сталин, растит прекрасные цветы советского искусства.
        От мастеров казахского театра с речью выступает заслуженная артистка КАССР Куляш Байсеитова. Она говорит, что удостоилась высокой награды благодаря великой партии Ленина-Сталина возродившей угнетенные народы, Куляш Байсеитова заверяет, что приложит все силы для развития народного казахского искусства и овладеет высокой техникой оперного мастерства.
        Горячо встречают присутствующие 90-леткего народного певца Казахской АССР Джамбула Джабаева, которому вручается орден Трудового Красного Знамени.
        Волнующую речь произносит награжденный орденом Трудового Красного Знамени за выдающиеся заслуги в деле развития казахской советской литературы - писатель Сейфуллин Сакен.
        На этом же заседании президиумом ЦИК СССР орден Трудового Красного Знамени вручен академику Д.А. Граве, награжденному в связи со 100-летием Киевского университета. Высокая награда сделала чудо, - сказал акад. Граве. - обратила меня - 73-летнего старика в молодого человека. Меньше ста лет я жить не желаю, т.к. благодаря гениальному вождю И.В. Сталину мы сейчас входим в золотой век науки. Ордена получили также группа награжденных за организацию и проведение образцового порядка в день первомайского парада и демонстрации, руководители и стахановцы, рабочие строек.
        Кроме того, награды вручены пограничникам, 20 рабочим и работницам Пантелеймоновского динасового завода им. Карла Маркса, участникам похода в противогазах по маршруту Сталино-Москва, работницам московского электрозавода им. Куйбышева - участницам лыжного перехода Москва-Тобольск и др. После вручения орденов выступил с речью М.И. Калинин. (ТАСС).


        Речь М.И. Калинина
        - Сегодня ордена получили, - говорит М.И. Калинин, - работники искусства украинской и казахской республик. Выступления Украинского и Казахского театров в Москве были встречены трудящимися столицы исключительно восторженно. Тысячи людей изо-дня в день посещали Большой театр и его филиал, где выступали Украинский и Казахский оперные театры. Это доказывает, что люди приходят в театр не только для того, чтобы отдать долг вежливости, не только из любопытства, а потому, что им близко само искусство.
        Московская публика аплодировала оперным спектаклям, шедшим на национальных языках, так же усердно, как и украинская и казахская. Почему это? Потому, что народное искусство близко любому народу, хотя бы оно и демонстрировалось на незнакомом языке. Я присутствовал на спектаклях Казахского и Украинского театров, присутствовало на них много знакомых товарищей и все они, как и я, считают игру артистов великолепной, - все они смотрели спектакли с большим удовольствием.
        У нас иногда под народным искусством понимают примитив и когда говорят - народное, так это слово берут в кавычки. Это грубейшая ошибка. Несомненно самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным, - является народное искусство, то-есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронес через столетия. Вы понимаете, что в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности. Народ - это все равно, что золотоискатель; он выбирает, сохраняет и несет, шлифуя, на протяжении многих десятилетий только самое ценное, самое гениальное. И вот казахи и украинцы приехали к нам в Москву со своим народным творчеством и были поняты нашей публикой, которая оказала им самый восторженный прием.
        Огромные завоевания дала Октябрьская социалистическая революция всем народам. Она дала возможность выявиться и ярко заблистать талантам и народному творчеству всех национальностей. Я не сомневаюсь, что социалистический строй в ближайшем будущем позволит всем нашим национальным республикам, на основе соревнования между собой, выдвинуть еще больше талантливых руководителей и великолепных творцов в разных областях искусств; я не сомневаюсь, что и народ в целом еще плодотворнее будет создавать и отшлифовывать действительно высокохудожественные и гениальные произведения.
        Я от души приветствую первых представителей национального народного искусства - товарищей украинцев и казахов. Их приезд в Москву, инициатива, проявленная в этом деле, имеет огромное значение. Их выступления показали родственную близость между народами Советского Союза. В этом их исключительно большая ценность. Я надеюсь, что и другие наши республики покажут Москве немало великолепного в своем искусстве.
        Еще раз поздравляю украинцев и казахов с получением высокой награды и расчитываю, что они будут регулярными и желанными гостями в советской столице!
        (Шумные, продолжительные аплодисменты. Награжденные устраивают в честь М.И. Калинина и присутствующих членов правительства горячую овацию).


        Душа старого Джамбула поет
        Выступление Джабаева Джамбула при вручении ему ордена
        Семдесят лет я, Джамбул, пел свои песни народу, а сегодня мне, дали высокую награду.
        Вместе со мной награждена и народная поэзия Казахстана.
        Награда правительства и забота великого Сталина обновила во мне силы.
        Я всю свою силу отдал песням о счастьи народов, которые ведет гениальный Сталин.
        Большое спасибо товарищу Сталину - творцу счастья всего человечества!
        Большее спасибо старого Джамбула союзному правительству за награждение меня орденом!
        Народный певец Казахстана ДЖАМБУЛ ДЖАБАЕВ, награжденный орденом Трудового Красного знамени.


        ИСКУССТВО ПОБЕДИВШЕГО НАРОДА
        Передовая "Правды" от 27 мая, переданная по радио.
        Ни в одной стране мира вопросы искусства не волнуют так народные массы, как в нашей стране. Ни одно государство не уделяет искусству столько внимания и средств, сколько наше советское государство. И это понятно. (Волей Октябрьской социалистической революции искусство перестало быть роскошью, развлечением для тонкого слоя избранных и дурманом, низкопробной халтурой для народа. Искусство в советской стране является могучим средством воспитания и повышения культурного уровня десятков миллионов людей.
        Поэтому и спрос на искусство во всех его видах у нас небывалый, не поддающийся измерению. Осуществив на деле право на труд, право о котором мечтали многие поколения, советский народ осуществил и свое неот'емлемое право на отдых, право на песню, на веселье, право пользоваться всем прекрасным, что создал и создает человеческий гений.
        Лучшие образцы искусства всех времен корнями своими уходили в толщу трудового народа. Народ всегда был той питательной почвой, которая взращивала подлинное искусство. Но господствующие классы подчиняли его себе, приспосабливали к своим интересам для своих целей. А то, что нужно было самому народу, то душилось, мялось, затаптывалось, загонялось в подполье. Не требуется более разительного примера этому, чем пример казахского народа, молодое искусство которого с таким успехом и блеском было только что продемонстрировано в Москве.
        В течение многих столетий угнетатели казахского народа: местные феодалы, а затем и царские колонизаторы, душили каждый росток народного искусства. Невозможно было созвать ни одного театра, ни одного печатного литературного произведения, ни одной записанной на ноты песни. И народ вынужден был из уст в уста, от поколения к поколению передавать свои поэмы, песни и драматизированную музыку, отражавшие его борьбу, его печали, горе и радости. Искусство казахского народа было загнано в подполье. Имея богатейший источник оно не могло расти и развиваться. Только после того, как казахский народ был освобожден Октябрьской социалистической революцией, его искусство блеснуло яркой радугой, ослепительным фейерверком.
        Признанные мастера советского искусства, народные и заслуженные артисты, побывавшие на спектаклях казахского театра и концерте казахской музыки, песни и танца, выражают единодушное восхищение виденным и поражаются как могло все это быть создано за такой короткий срок. Удивительного ничего нет. Открылись неисчерпаемые родники народного творчества. Освобожденный народ в искусстве способен на такие же чудеса, какие он повседневно творит в области строительства. Советская власть вырастила кадры, создавшие казахский театр, казахскую оперу и балет. Лучшие из них награждены сейчас высшей наградой Советского Союза - орденами. 4,5 миллиона рублей дополнительно отпущены на строительство Казахского государственного музыкального театра, жилого дома для его артистов и хореографической школы г. Алма-Ата. Советская страна умеет ценить искусство и его носителей.
        Не только казахский народ добился огромных успехов в области искусства. Разве прошедшие почти по всем краям, областям РСФСР олимпиады, разве декада украинского искусства, прошедшая не так давно в Москве не показали и не подтвердили то же самое?! Разве в Советском Союзе любая национальность не переживает сейчас изумительного расцвета своего искусства?! Разнообразное по национальной форме, единое по своему социалистическому содержанию советское искусство растет и развивается, совершенно невиданными темпами.
        Растет профессиональное искусство - творчество мастеров. Как из-под земли растет самодеятельное искусство - народное творчество. Каждый стремится слушать музыку, видеть игру на сцене, любоваться живописью и скульптурой. Каждый хочет в часы досуга и сам играть, петь, плясать, рисовать.
        И это не случайно. Искусство растет лишь там, где растет хозяйство, где изо дня в день улучшается материальное благополучие народа. Небывалый по размаху расцвет искусств в советской стране является прямым отражением других более глубоких процессов, происходящих в ней, является показателем экономического под'ема и роста народного дохода, идущего не в карманы богачей, а на пользу народа.
        Трудовой энтузиазм советских людей непосредственно ведет к повышению их материального уровня, укреплению советской родины к тому, что жизнь становится веселее и прекраснее. Интересно, что развитие стахановского движения совпадает по времени с огромным под'емом художественной самодеятельности. В ту самую зиму, когда в Кремле одно за другим прошли совещания стахановцев в Москве, на площади имени Маяковского открылся первый в мире театр народного творчества и по всей стране прокатилась волна олимпиад самодеятельного искусства. Очень часто одни и те же лица показывают на производстве образцы стахановской выработки, а на самодеятельной сцене, на олимпиаде - образцы пения, игры, танца, акробатики. В этом замечательном явлении нетрудно разглядеть элементы труда будущего коммунистического человека. Социалистический труд стал радостью. Он дает человеку всю полноТУ чувств, стремящихся вылиться в искусстве.
        К советскому искусству во всех его национальных формах пред'являются теперь очень серьезные требования.
        Страна требует правдивых реалистических, ярких, социалистически направленных произведений, искусства самого высокого качества. Требование - совершенно ясное. Ясен и путь к его выполнению. Этот путь - народность. Народные мотивы, народные чувства, искусство черпающее свою силу из глубин народных - вот что мы видели в обеих декадах, правда, еще не в абсолютно совершенной форме.
        Казахская декада, как и предшествовавшая ей украинская, была своего рода деловым выступлением на дискуссиях по вопросам искусства. Выступления эти самые убедительные из всех имевших место. Формализм, бездушнее трюкачество, натуралистические извращения - все эти болезни искусства, занесенные нам из вражеского лагеря и отнюдь еще не окончательно уничтожение, должны быть биты на практике. Мастера искусства "каявшиеся" в формализме и прочих "измах" должны обратиться к народному творчеству, неиссякаемому источнику живой жизни, черпать из нее материал и мотивы для своей деятельности. Прекрасная правда жизни социализма - вот прожектор, который дает в руки народ своим мастерам искусств.
        Советское правительство и коммунистическая партия создают все условия для процветания искусства. Сталин - солнце нового человечества - светит всем, желающим искрение служить народу, обогревает каждого, кто приносит пользу народу. И советский народ вправе требовать искусства достойного его великих дел и целей.


        Весь Союз обсуждает проект постановления ЦИК и СНК
        МОСКВА, 27 мая (ТАСС). С огромным интересом встретили проект постановления ЦИК и Совнаркома СССР на предприятиях, в кишлаках и колхозах Узбекистана.
        Собравшиеся на республиканское совещание жены ИТР и хозяйственников хлопкоочистительных заводов послали телеграмму на имя товарищей Сталина, Молотова и Калинина. Делегатки выражают безграничную радость женщин-матерей социалистической родины по поводу нового доказательства сталинской заботы о человеке.
        Участницы совещания Доронина, Столярчук и другие вносят предложения о том, чтобы плату за развод вносил тот из супругов, кто является его инициаторам, а также чтобы взимали средства с матери, если она оставила мужа с детьми.
        В Горьком проект обсудили 1.400 работниц швейпрома.
        Нужно, чтобы правительство поручило НКВД помогать нам в розысках скрывающихся от уплаты алиментов отцов, - вот первое добавление, которое вносят работницы швейпрома в проект декрета.
        По общему мнению в проект следует включить вопрос об улучшении жилищных условий для семейных, выделить для этого соответствующие фонды, обязать хозяйственников заботиться о жилищах в той же мере, в которой они обязуются сейчас следить за детскими учреждениями.
        В Ростове-на-Дону состоялось собрание 400 врачей и профессоров, посвященное обсуждению декрета правительства. Выступавшие врачи-гинекологи рассказали о том, что в 1935 году рождаемость в крае увеличилась на 45 проц. по сравнению с предыдущим годом. На Дону и Кубани рождаемость возросла на 90 проц. Выступавшие рекомендовали крайздраву разработать специально вопрос о кадрах гинекологов, создать в Ростове институт усовершенствования врачей и акушерок, увеличить контингент приема на педиатрические факультеты и т.д.


        Герои-пограничники в Москве
        МОСКВА, 27 мая (ТАСС). Сегодня скорым поездом приехала в Москву группа героев-пограничников, награжденных орденами Советского Союза - Алексей Агеев, Павел Дудин, Михаил Лебедев, Николай Полковниченко, Анатолий Чинуштанов. Пограничники пробыли месяц в Кисловодске, где отдыхали и лечились. Сейчас состояние здоровья их прекрасное, они хорошо отдохнули, поправились и с новыми силами возвращаются на дальне-восточную границу.
        На пути в Москву пограничники побывали в Кадиевке. Шахтеры тепло и торжественно встретили знатных гостей. Тов. Полковниченко выезжал на свою родину - шахту им. Крупской. Агеев, Дудин, Лебедев, Чинуштанов встретились на шахте "Центральная-Ирмино" с Алексеем Стахановым и другими знатными мастерами угля.

В номере
Вся Казахстанская правда
Главная страница

Лито: 12-1227          
Выпускающий редактор: S.N.Morozoff 
Полоса подготовлена:  S.N.Morozoff